Натуральные ткани и их преимущества. Разновидности натуральных тканей и их характеристики Как называется ткань для

Огромный ассортимент тканей классифицируют по нескольким признакам:

  • по составу;
  • по способу переплетения;
  • по назначению;
  • по сезону;
  • по отделке.

Все тканые материалы по составу волокон делятся на искусственные, смешанные и натуральные. Первые изготовлены исключительно из синтетических материалов, вторые - сочетают в себе натуральное сырье и искусственное, третьи - полностью сотканы из природных волокон.

Чаще всего для пошива одежды и предметов быта используют натуральные и смешанные ткани. Группа материалов из естественных волокон включает такие виды:

  • шелковые;
  • хлопчатобумажные;
  • шерстяные;
  • хлопковые.

Название материалов может быть одинаковым, а состав ткани совершенно отличаться . Это объясняется тем, что материал часто называют по способу переплетения, а одно и то же переплетение используется для всех типов сырья.

Рассмотрим, какие бывают ткани из природных волокон.

Шелковая группа

Название тканей и их развернутые характеристики можно увидеть в нашей колонке «От А до Я». Стоит различать натуральный и искусственный шелк, поскольку данная группа включает материалы не только из чистого шелка, но и из смешанного и полностью синтетического сырья. Причем доля шелка из химических волокон составляет более 90%. Это связано не только с прогрессом в текстильной промышленности, но и с высокой ценой натурального шелка.

Характеристика тканей из шелка обычно ограничивается описанием внешнего вида. Материал из шелковых нитей действительно очень привлекателен: он блестит и переливается на солнце, легкий, мягкий и приятный на ощупь. Кроме того, шелк обладает высокими утилитарными свойствами: гигроскопичность, малая усадка, хорошо драпируется. Это легкая, упругая и прочная материя.

Производство ткани из шелка - очень трудоемкий и затратный процесс, поэтому натуральный материал имеет большую себестоимость и высоко ценится на рынке. Сырьем для получения шелковых нитей являются коконы тутового шелкопряда. Сначала выращивают гусениц, которые через несколько недель плетут коконы. Потом их опускают в кипяток и аккуратно разматывают. Получается матовая желтоватая нить.

Для изготовления шелка используют такие виды переплетений:

  • Атласное. Материал, полученный таким переплетением, его еще называют сатиновым, имеет матовую изнанку и гладкую лицевую поверхность с блеском. Недостатком является повышенная сыпучесть и скольжение при раскрое. Различными комбинациями атласного переплетения получают атласы, сатины.
  • Полотняное. Этот способ позволяет корректировать плотность ткани путем увеличения числа нитей на дюйм. Чем их больше, тем более плотная материя получается на выходе. Название тканей полотняного переплетения: крепдешин, -жоржет, шифон, туаль.
  • Саржевое. Нити пересекаются с асимметричным сдвигом, поэтому по всей лицевой поверхности явно виден диагональный мелкий рубчик. Используется для изготовления подкладочных материалов, нательного и постельного белья.
  • Мелкоузорчатое. Производное от основных видов переплетения. Оно дает материал в рубчик, диагональ или «елочку».
  • Крупноузорчатое. Более известное название тканей крупноузорчатого переплетения - жаккард. Его ткут на специальных машинах с компьютерными программами. Получается материя с рельефными узорами самых различных видов.
  • Комбинированное. Сочетание различных видов переплетения позволяет улучшить те или иные качества ткани.

По отделке и цветовому оформлению шелковые ткани могут быть отваренные, суровые, гладкокрашеные, пестротканые, отбеленные, набивные, тисненные и мулинированые .

По назначению шелк делят на подгруппы: платьевая, подкладочная, мебельно-декоративная, техническая, сорочечная, костюмная и блузочная.

Хлопчатобумажная группа

История ткани из хлопка насчитывает не одну тысячу лет. За это время ассортимент тканей расширился до 1000 наименований. Огромное распространение материал получил за такие свойства:

  • гигроскопичность;
  • низкая себестоимость;
  • устойчивость к износу;
  • мягкость;
  • экологичность.

Недостатками хлопка являются высокая степень сминаемости и усадка. Чтобы убрать эти минусы, сырье для материала аппретируют или комбинируют с другими волокнами, в том числе синтетическими.

Производство тканей начинается со сбора коробочек хлопчатника. Из них затем извлекают хлопковые волокна, которые станут основой для нитей. Чем длиннее волокна, тем качественнее будет материал. Хлопковое сырье очищают и сортируют. Затем из них изготавливают нити. Плотность ткани зависит от толщины и способа кручения нитей.

Хлопковые нити проклеивают для предотвращения разрывов и усиления прочности. На прядильной фабрике производят непосредственно саму ткань. Большинство видов, составляющих ассортимент тканей из хлопка, ткут полотняным переплетением и его производными. Применяются также жаккардовое, мелкоузорчатое и другие виды переплетений. Первоначально полотно имеет белый цвет из-за отбеливания. После очищения от клея материал красят или наносят рисунок, если нужно получить ткань с принтом. Затем хлопок могут дополнительно обрабатывать.

По назначению хлопковая ткань делится на бытовую и техническую. Существует 17 групп хлопчатобумажных материалов: бельевая, одежная, полотенечная, платочная, подкладочная, тиковая, плательная, мебельно-декоративная, ворсовая, одеяльная, суровые ткани, ситцы, бязи, сатины, марля, упаковочные и технические ткани.

Ситцы изготавливают полотняным переплетением. Это гладкокрашеный материал или ткань с рисунком, полученным методом набивки.

Бязь - более плотная и грубая ткань за счет использования более толстых нитей . Получают полотняным переплетением. Этот вид подвергают сильному аппретированию для улучшения сопротивления к сминаемости и усадке.

Сатины ткут атласным или сатиновым переплетением. Лицевая поверхность гладкая. Эти виды ткани часто подвергаются мерсеризации. Это химическая обработка нитей, которая делает их более шелковистыми, мягкими и блестящими.

Наиболее понятной является классификация тканей из хлопка по сезонному признаку. Особенно это актуально для платьевой группы. В нее входят следующие виды:

  • Демисезонные. Производство ткани осуществляется полотняным, саржевым и мелкоузорчатым переплетениями. Для демисезонных материалов характерен больший вес ткани, усиленная структура, толщина и прочность. Название тканей этой подгруппы часто совпадает с наименованиями шерстяных полотен. К демисезонным относят шотландку, креп, тафту, поплин, гарус, шерстянку, пике и другие.
  • Летние. Чаще всего это легкая ткань светлой расцветки. Используемые переплетения: полотняное, жаккардовое, комбинированное. Ассортимент летних тканей включает: маркизет, вуаль, перкаль и многие другие.
  • Зимние. Обычно это ткань с ворсом или в рубчик. Ворсованная поверхность и повышенная плотность ткани получаются за счет применения начеса уточных нитей. В эту подгруппу входят такие наименования: фланель, байка, бумазея.

Из хлопковой нити может быть изготовлена как плотная, так и тонкая ткань. Разнообразие переплетений и использование нитей разной толщины позволяют получить нежнейшую вуаль и теплую байку. Название тканей часто совпадает с названиями материалов из шелка, шерсти или льна.

Шерстяная группа

Ассортимент этой группы включает ткани, изготовленные из шерсти животных. Чистошерстяными считаются материалы со 100% содержанием натурального сырья, но допускаются добавки других волокон и нитей не более 5%. Производство тканей ведется из овечьей, козьей и верблюжьей шерсти.

Основное свойство - способность сохранять тепло. Недостатками являются повышенная пылеемкость, накопление статического электричества, трудности при раскрое и пошиве изделий, требовательность в уходе.

Основная классификация тканей из шерсти осуществляется по виду применяемой пряжи и способу изготовления. Шерстяные материалы делят на такие основные виды:

  • Камвольные. Вырабатывают из гребенной пряжи. Рисунок переплетения - открытый. Это довольно тонкая ткань, полученная полотняным, саржевым, креповым, жаккардовым переплетениями. Камвольная группа делится на три подгруппы: платьевые (крепы), костюмные (шевиоты, трико, бостоны, крепы) и пальтовые (габардины, коверкоты).
  • Тонкосуконные. Производство ткани осуществляется из аппаратной тонкой пряжи. Это ткань с ворсом, закрывающим рисунок переплетения. Применяются полотняное, саржевое, мелкоузорчатое и многослойное переплетения. В эту подгруппу входят платьевые, костюмные и пальтовые ткани (драпы, сукна). В народе тонкосуконные материалы называют ткань рубчик. Плотность ткани затрудняет драпировку и раскрой.
  • Грубосуконные. Изготавливают из толстой аппаратной пряжи. Чаще всего это рыхлая, плотная и грубая ткань. Используется для пошива спецодежды.

Льняная подгруппа

Льняные ткани обладают высокой прочностью, гигроскопичностью, теплопроводностью и устойчивостью к износам. Недостатки - сминаемость и трудности с отделкой. Лен применяют для изготовления постельного и столового белья, летней одежды.


По назначению лен делят на бытовые и технические ткани. Технические включают материалы для изготовления мешков, упаковки, холстов и чехлов. Материалы бытового назначения делят на следующие виды:

  • Платьево-костюмные. Изготавливаются, в основном, полульняными. Производятся полотняным, мелкоузорчатым или комбинированным переплетениями.
  • Бельевые. Применяют для изготовления нательного, постельного и столового белья. Основные виды переплетений - жаккардовое, полотняное и комбинированное.
  • Мебельно-декоративные. Портьерные и мебельные ткани сложных переплетений. В большинстве случаев, это плотная материя с фактурной поверхностью (геометрические, фантазийные узоры или рубчик).
  • Полотенечные. Сюда относятся жаккардовые, вафельные, махровые и атласные полотенца.
  • Специальные. Плотная ткань полотняного переплетения, дополнительно усиленная по основе.

Название тканей изо льна часто перекликается с хлопковыми и шелковыми материалами. В ассортименте: батист, тик, бязь, гобелен, виссон и другие.

Из смешанного и синтетического сырья

Тканые материалы часто изготавливают, сочетая разные виды волокон. Легкая промышленность изготавливает ткани как из смеси натуральных нитей, так и искусственных.

Производство тканей из шелка в большинстве случаев предполагает добавление к натуральному сырью химических волокон. Для изготовления различных вариантов шелка дополнительно применяют хлопок, шерсть, вискозу, капрон, лавсан, ацетатные и триацетатные волокна, полипропилен и многие другие.

При выборе материала стоит учитывать, что использование искусственных волокон дает более жесткий, плотный и тяжелый шелк. От натуральной ткани его выгодно отличает большая износоустойчивость, легкая драпировка и прочность. Недостатки - сильная сминаемость и подверженность усадке.

Синтетический шелк - это легкая ткань, которая не сминается, не дает усадку, не требует особого ухода и хорошо держит форму. Но плохо впитывает и испаряет влагу, сложен в раскрое и пошиве.

Хлопок комбинируют с искусственными волокнами для получения материала с более высокими потребительскими свойствами. К натуральному сырью добавляют лавсан, капрон, вискозу, сиблон и другие. Из комбинированных волокон часто изготавливают костюмные и пальтовые ткани. Их ткут полотняным, саржевым и диагональным переплетениями. Поверхность - плотная, рельефная, в рубчик или ячейку. Ассортимент их очень широк: джинс, репс, диагональ, молескин, сукно, замша и т. д.

Полушерстяные ткани производят с добавлением волокон хлопка, льна, вискозы, капрона, лавсана, нитрона, полипропилена. Это позволяет получить материал повышенной износоустойчивости и теплозащиты. Химические волокна отвечают за облагороженный внешний вид и антистатический эффект.

Лен комбинируют с химическими волокнами для устранения жесткости, уменьшения сминаемости и усадки, улучшения способности к драпировке. Применяют вискозу, лавсан, капрон. Чистый лен - довольно грубая ткань, поэтому для его смягчения часто добавляют в состав пряжи хлопок.

Качество одежды главный критерий, влияющий на стоимость, износостойкость и внешний вид. От материала изготовления зависит то, насколько хорошо вещь будет смотреться.

Для разных вещей используют определённые типы тканей. То, что подойдёт для изготовления белья, не годится для создания вечерних туалетов или верхней одежды.

Изделия отличаются по крою, учитывается стиль, предназначение одежды.

Даже если несколько видов тканей одинаково хорошо подходят для пошива вещи, это не гарантирует, что с каждой из них вещь будет хорошо смотреться.

Чтобы понять, вещи из каких материалов стоит предпочитать, ознакомьтесь с техническими характеристиками материалов.

Все материалы оцениваются по ряду характеристик.

Таблица свойств тканей:

Вид характеристики Свойства Описание

Физические

Гигроскопичность Впитываемость влаги
Проходимость воздуха Насколько хорошо пропускает воздух
Проходимость пара Насколько хорошо проходит пар. Человеческое тело выделяет пары, которые проходят сквозь ткань. Если она их не пропускает, тело преет. Это делает вещи с высоким коэффициентом проходимости пара прекрасным вариантом для эксплуатации в летнее время года
Теплозащитность В зимнее время лучше подойдёт одежда, Которая не пропускает к телу холод
Водостойкость Способность ткани отталкивать воду, не допуская проникания к телу
Пылестойкость Есть вещи, которые притягивают пыль, быстро становясь грязным. У них низкая пылестойкость
Электризуемость Синтетические виды тканей быстро электризуются

Оптические

Блеск Внешнее отражении попадающих лучей света
Прозрачность Способность защищать тело от внешней видимости за счёт плотности, цвета
Колорит Выраженность цветовой гаммы
Сюжетность Изображение рисунков, фотографий

Технологические

Усадка Способность уменьшаться в размере при стирке
Притяжка Растягивание материала в ширину. Происходит усадка по основной линии

Виды тканей

Существует огромное количество разновидностей материалов:

  • Ажур.
  • Атлас.
  • Бархат.
  • Вельвет.
  • Велюр.
  • Вискоза.
  • Вуаль.
  • Деним.
  • Драп.
  • Кашемир.
  • Парча.
  • Полиэстер.
  • Сатин.
  • Хлопок.
  • Шёлк.
  • Шерсть.
  • Шифон.

Классификация по составу

Все ткани имеют чёткое подразделение на группы по качеству волокна. Натуральная, или содержащая добавки - любая ткань.

Видовые типы тканей:

  • Льняные.
  • Хлопчатобумажные.
  • Шерстяные.
  • Шёлковые.

Это натуральные виды материалов, каждый из этих видов имеет множество подразделений и подпунктов.

Сегодня принято добавлять синтетические материалы к любому натуральному полотну. Синтетика придаёт эластичность, блеск, способность ткани растягиваться и снова принимать первоначальную форму много раз.

Благодаря синтетическим добавкам мы имеем материалы, из которых изготавливают гимнастические костюмы, купальники, лосины.

Добавки могут быть и не синтетического качества. Благодаря им появилась ещё одна классификация: однородные и неоднородные ткани.

Однородные:

Сюда относят любой вид материала без примесей: лён, хлопок, шерсть.

Неоднородные:

Это вид материала с примесями других видов. Они выражаются в присутствии разных систем волокна. Это делает ткани разнообразными, добавляет свойств.

Важно! Минус синтетических добавок в том, что такие материалы быстро приходят в негодность.

Это отражается и на цене: искусственные виды тканей стоят дешевле. Из них шьют различные изделия для широкого потребления.

Бренды - вопрос качества. Популярные модели быстро копируют и пускают в продажу для людей, которые не могут себе позволить фирменную вещь, выполненную по эскизу именитого дизайнера. На вид два костюма идентичны.

Профессионалы мгновенно отличат фирменную вещь от дешёвой подделки на ощупь. Люди, не имеющие отношения к швейному ремеслу, могут не заметить разницы.

Она станет видна, когда человек примерит костюм. Материал низкого качества сидит не так хорошо. Ещё заметнее подделка станет после стирки.

Важно! Это причина, по которой не стоит экономить на качестве одежды.

Дешевле купить один дорогой костюм, который прослужит долгие годы, чем постоянно сетовать на вытянутые колени брюк и севший пиджак.

Вам придётся купить несколько других костюмов. Качественная вещь прослужит владельцу верой и правдой. Скупой платит дважды.

Самая дорогая ткань в мире

Некоторые виды этих животных требует стрижки только один раз в три года. Сам процесс изготовления шерсти является трудоёмким.

В сёлах по-прежнему прядут шерсть из собственных овец. Сначала их стригут, затем с помощью пряхи изготавливают нити. Их сматывают в большие клубки, из которых вяжут шерстяные изделия.

Шерсть овцы - колючий материал. Подходит для изготовления носок, которые будут согревать ноги холодной зимой.

Шерсть часто смешивают с другими видами материала. Так он получается нежным и мягким на ощупь. Обратная сторона этой медали: искусственные добавки ослабляют способность шерсти сохранять тепло.

Лён расположен на четвёртом месте. Это прочный натуральный вид, который позволяет коже дышать, легко пропускает пары пота.

Он имеет твёрдую текстуру, плотный, хорошо защищает от холода. Это самый безопасный и экологичный вид ткани, на него не возникает аллергических реакций. Хорошо носить такие вещи близко к телу.

Разные виды тканей делают вещевой рынок доступным для каждого. Но не только качество влияет на срок службы одежды. И дешёвые вещи прослужат долго, если правильно за ними ухаживать, бережно обращаться.

Полезное видео

Внешний вид и срок службы каждого швейного изделия напрямую зависит от ткани, из которой оно произведено. Многообразие материалов обусловлено особенностями сырья и переплетения нитей на ткацком станке. Современный текстильный рынок предлагает широкий спектр образцов материй, в ассортименте которых бывает порой сложно сориентироваться.

Натуральные ткани

В зависимости от исходного сырья различают натуральные, ненатуральные (искусственные и синтетические) и смешанные типы тканей.

Натуральные изготавливаются из природного сырья животного или растительного происхождения. Делятся на хлопковые, льняные, шерстяные и шелковые. Вот список самых распространенных тканей по алфавиту:

Атлас . Шелковая ткань атласного переплетения, лицевая гладкая переливающаяся поверхность которой похожа на шелк, но по структуре более плотная. Ткань отличается прочностью, долговечностью, гипоаллергенностью и хорошей воздухопроницаемостью.

Атлас - прекрасная плательная ткань, которую широко применяют для пошива свадебных и вечерних платьев. Кроме того, из нее шьют халаты, костюмы, брюки, постельное белье, шторы и декоративные наволочки.

Бархат . Красота бархата - не только во внешнем виде, но и в тактильных ощущениях. Это один из самых приятных на ощупь материалов: мягкий и плотный с нежным ворсом. Материю издавна использовали для шитья платьев особ высшего сословия. Сегодня бархат также ассоциируется с роскошью, наряды из него чаще всего надевают на праздники.

Из этого материала изготавливают:

  1. Аксессуары (шапки, перчатки, туфли, сумки);
  2. Одежду (платья, пиджаки, жилеты, брюки);
  3. Театральные костюмы и декорации;
  4. Предметы декора (шторы, подушки, обивку диванов).

Батист . Это тонкая, но довольно плотная полупрозрачная ткань, полученная путем переплетения хлопковых и льняных нитей. Используется в производстве:

  1. Нижнего белья;
  2. Домашнего текстиля;
  3. Комплектов постельного белья;
  4. Блуз, рубашек;
  5. Ночных сорочек;
  6. Свадебных платьев.

Неоспоримое достоинство материала - гипоаллергенность.

Бязь . Материал, отличающийся прочностью, плотностью и долговечностью. Состав бязи - 100% хлопок. Это гипоаллергенная, натуральная ткань, широко применяемая в российском текстильном производстве. Особенно популярно изготовление из нее постельного белья. Из недостатков бязи можно назвать быстрое появление катышков и отсутствие блеска.

Вельвет . Относится к группе . В современном производстве в нее часто добавляют синтетические волокна, что делает ее более прочной и эластичной.

Из вельвета шьют:

  1. Детскую и взрослую одежду (головные уборы, юбки, брюки, пиджаки, жакеты);
  2. Шторы, декоративные наволочки;
  3. Обивку мягкой мебели;
  4. Обувь.

Деним . Это прочный хлопчатобумажный материал, использующийся для пошива верхней одежды, головных уборов, обуви, платьев, рубашек, брюк.

Преимущества денима:

  1. Прочность;
  2. Легкость;
  3. Натуральность;
  4. Долговечность;
  5. Привлекательность;
  6. Удобство;
  7. Практически не мнется.

Недостатки:

  1. Сильно линяет, поэтому нужно стирать отдельно;
  2. Одежда из денима дает усадку.

Замша . Может быть как натурального, так и искусственного происхождения. - роскошный материал, отличающийся высокой стоимостью. Как альтернативный вариант производители предлагают более доступную по цене искусственную замшу. Ей также присущи мягкость, бархатистость и изящество. Из замши шьют одежду (юбки, куртки, пиджаки, брюки), обувь, текстиль для дома, обивку для мягкой мебели.

Интерлок . Так называют разновидность трикотажа, широко применяемую для пошива детской одежды. Натуральный хлопчатобумажный материал, плотный, гладкий, внешне привлекательный идеален для производства одежды и белья для малышей. Он не раздражает чувствительную кожу, хорошо сохраняет тепло и гипоаллергенен.

Лён . Так называется натуральная ткань, одежда из которой позволяет почувствовать себя ближе к природе. Идеальный вариант для тех, кто стремится к экологичности. Самые важные положительные характеристики льна:

  1. Натуральность;
  2. Высокая теплопроводность;
  3. Гипоаллергенность;
  4. Повышенная износостойкость;
  5. Антистатические свойства.

Недостатки:

  1. Быстрая сминаемость;
  2. Усадка при стирке;
  3. Осыпаемость срезов.

Пашмина . Уникальный материал, элитный сорт кашемира, изделия из которого - настоящие произведения искусства. Пашмина - это 100% пух без остевого волоса. Для сравнения: в кашемире пуха только 40-80%. Это идеальный материал для изготовления воздушных, мягких и невероятно теплых шарфов.

Виды шарфов и их названия: шали и палантины. Шаль представляет собой длинное полотно-косынку. А палантин - это широкий прямоугольный отрез, в который можно укутаться или красиво задрапировать поверх одежды.

Фетр . По сути, фетр относится к категории нетканых материалов, так как производят его путем валяния шерсти коз, кроликов, лам. Он имеет плотную и жесткую структуру и подходит для шитья игрушек, аксессуаров, элементов декора. А также можно встретить шляпы, кофты, штаны из фетра, но их представлено на рынке совсем немного, и встречаются они, скорее, в специализированных магазинах.

Фланель . Этот образец мягкой ткани изготавливается из хлопчатобумажных, шерстяных или полушерстяных нитей. Благодаря этому имеет хорошую износостойкость и теплопроводность. Фланель идеально подходит для пошива домашней одежды: брюк, рубашек, халатов, пижам. Из нее получаются самые лучшие теплые пеленки для малышей. Большинству мужчин этот материал знаком по рубашкам в клетку.

Хлопок . Материал натурального происхождения. Изделия из 100% хлопка всегда высоко ценились. Сейчас его часто смешивают с ненатуральными тканями (полиэстером, вискозой) для увеличения прочности и привлекательности изделия. Сам по себе хлопок гипоаллергенен, хорошо сохраняет тепло, гигроскопичен, стоит относительно недорого. Он широко используется для пошива детской и взрослой одежды, постельного белья, домашнего текстиля.

Шелк . Эта нежная ткань, нити которой получают из коконов тутового шелкопряда. Ткань имеет очень красивые переливы, гладкую текстуру. Натуральный шелк - действительно роскошный материал, из которого шьют дорогую одежду. Среди его разновидностей популярны атлас, сатин, шифон. Из шелка шьют платья, халаты, ночные сорочки, постельное белье, особенно привлекательны изделия из ткани с окраской омбре. Красивые легкие пальто получаются из пузырчатого шелка.

Ненатуральные материалы

Эти материи получают искусственным путем. Для производства используются вещества как природного, так и химического происхождения, поэтому их нельзя отнести к гипоаллергенным тканям. Эта группа, в свою очередь, делится на искусственные и синтетические материалы.

Искусственные материи

Это ненатуральные материалы, которые получают из природных веществ органического (целлюлоза) и неорганического (стекло, металл) происхождения.

Ацетат . Искусственный заменитель дорогостоящего шелка. Внешне очень походит на оригинал: мягкий, эластичный, гладкий и не терпящий высоких температур при глажке. Производят его из целлюлозы. часто добавляют к другим видам тканей, например, шерсти, акрилу, эластану, чтобы придать изделию новые свойства.

Вискоза . Это первая ткань, полученная искусственным путем, и по сей день самая популярная среди этого типа материй. В чистом виде вискоза очень тонкая и мягкая, быстро изнашивается. Поэтому редко используется в производстве без добавок.

Тенсель . Материал растительного происхождения родом из Австралии, экологически чистый, гипоаллергенный, почти не мнется. Поэтому широко применяется при производстве одежды и постельного белья.

Синтетические полотна

Их получают на базе синтетических полимеров, т. е. веществ, созданных человеком в лабораториях. Самые распространенные виды:

Модал . Основным сырьем для его изготовления служит эвкалиптовая целлюлоза. Поэтому модал относят к экологически безопасной материи, которая по некоторым характеристикам даже превосходит хлопок. Ткань приятна телу, дает ему дышать. Поэтому часто используется для пошива лосин, спортивных костюмов, носков, топов. Она почти не мнется, выглядит эстетично. Но иногда модал может вызывать аллергические реакции. И это его основное отличие от натурального хлопка.

Нейлон . Производится из полиамидных волокон, может служить более дешевой альтернативой натуральному шелку. Имеет привлекательный вид, гладкость, блеск, может быть легко окрашен в разные цвета. Из нейлона изготавливают чулочно-носочные изделия, купальники, платья, блузы, рюкзаки, армейское снаряжение.

Полиамид . Состоит исключительно из синтетических волокон. Имеет множество положительных свойств:

  1. Не мнется;
  2. Прочный;
  3. Хорошо держит форму;
  4. Быстро сохнет;
  5. Пропускает воздух;
  6. Не протирается;
  7. Не горит;
  8. Легкий.

Из недостатков можно выделить то, что ткань не держит тепло, сильно электризуется.

Полиэстер . Изготовленный из материал. В зависимости от технологии производства в него могут добавлять волокна других тканей, благодаря чему получают разные виды этого материала.

Из достоинств полиэстера стоит назвать прочность, износостойкость, устойчивость к высоким температурам и загрязнениям, легкость в уходе. Основной недостаток - плохая воздухопроницаемость. Поэтому 100% полиэстер не используют для производства летней одежды. Из него шьют теплую верхнюю одежду, сумки, рюкзаки.

Смешанный вид

Этот вид получен методом смешения нескольких волокон. Комбинироваться могут как натуральные ткани с искусственными, так и искусственные с синтетическими.

Ажур. Это тонкая кружевная материя, полученная путем переплетения разных нитей: хлопковых, шерстяных, шелковых, синтетических. Ажурная ткань широко применяется при пошиве платьев, блуз, свадебных нарядов, юбок и аксессуаров.

Гобелен. В состав гобеленовой ткани на сегодняшний день входят: полиэстер, шерсть, шелк, хлопок, акрил и вискоза. Это довольно тяжелая материя, поэтому для пошива одежды ее используют редко. В основном применяют для пошива декоративных наволочек, обивки для стен, пуфов, диванов и кресел.

Органза. Прозрачная тонкая жесткая ткань - сетка из полиэстера, шелка или вискозы. Она может быть матовой и блестящей, однотонной и крашеной. Основная область применения - пошив штор и гардин. А также используется для отделки юбок, платьев, свадебной фаты.

Парча. Тяжелая, выглядящая богато материя из шелка, вискозы с люрексом, натурального хлопка с металлическими нитями. Это материал для изготовления концертных нарядов, церковных одеяний, вечерних платьев.

Из такого многообразия тканей каждая женщина может выбрать подходящий ей вариант и создать свой уникальный образ.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Ажурная ткань: тканый или трикотажный материал с тонкими, похожими на кружевные сквозными узорами.

Бархат: ткань с густым, длинным (2−3 мм), прямым ворсом. Бархат зачастую кроится в направлении против ворса.

Батист: легкая ткань полотняного переплетения из тонковолокнистого хлопка, льна, шерсти или вискозы.

Бельсет: ткань из микроволокна с похожей на кожицу персика ворсистой и мягкой поверхностью, имитация велюровой кожи.

Букле: ткань с неровной, узловатой поверхностью, которую образует пряжа с утолщениями.

Велсофт: трикотажное полотно из полиэстера с мягкой ворсованной стороной, в основном используется для пошива домашней одежды (халатов, пижам), а также для постельного белья, пледов и пр. Называется также микрофиброй.

Вельвет, бархат в рубчик: собирательное название бархатных тканей с продольными рубчиками разной ширины, от очень узких до широких.

Велюр: собирательное название мягких ворсистых тканей с густым коротким ворсом.

Виши: двухцветная ткань в контрастную прямоугольную клетку, из хлопка или смешанных волокон.

Ворсовый эластик: тонкое джерси с ворсистой поверхностью, напоминающей бархат.

Вуаль: прозрачная ткань полотняного переплетения, чаще всего из хлопка.

Вязаное полотно: материал, имитирующий ручное вязание.

Габардин: плотная ткань из хлопка, шерсти или из химических волокон с ярко выраженным мелким диагональным рубчиком на лицевой стороне, идущим всегда слева снизу направо вверх. Рубчик придает габардину эффект ткани в полоску.

Гленчек: ткань с рисунком из наложенных друг на друга клеток. Клетки могут отличаться по цвету или быть тон­в­тон.

Гобелен: пестрая узорчатая ткань приглушенных цветов с расплывчатыми переходами от одного цвета к другому.

Двухсторонняя ткань: собирательное название тканей, которые имеют две различные лицевые стороны.

Деним: джинсовая ткань, у которой окрашена только нить основы. Уточная нить - белая. Благодаря такому переплетению лицевая сторона чаще всего синяя или черная, а изнаночная - белая.

Джерси: собирательное название разнообразных трикотажных материалов, от легкого джерси­поло до толстого шерстяного джерси.

Джинсовые ткани: ткани преимущественно хлопчатобумажные, часто с небольшим ворсом. Предварительно выстиранные для того, чтобы придать характерный для джинсовой одежды слегка поношенный вид.

Драп: мягкие объемные ткани с длинным ворсом.

Дюветин: так называемый фальшивый бархат - ткань атласного переплетения из хлопка или вискозы с утолщенными уточными нитями. После крашения ткань начесывают, и она становится шероховатой.

Дюшес: очень блестящий высококачественный сатин из шелковых или химических волокон.

Жаккард: собирательное название всех тканей, в узоре которых чередуются различные виды переплетения нитей. Применение разных нитей для основы и утка (например, матовой и блестящей, светлой и темной) усиливает этот эффект.

Жоржет и креп-­жоржет: ткань из сильно перекрученных нитей креповой крутки имеет неровную, мелко структурированную поверхность. Ткань мягкая, струящаяся на ощупь - «песчаная».

Искусственный мех: собирательное название для тканей или трикотажных материалов, покрытых густым ворсом, которые хорошо имитируют натуральные меха и очень различны по длине ворса и расцветке.


Клоке: креповая двухслойная ткань с «пузырчатой» поверхностью. В процессе отделки нижний слой ткани стягивается, и верхний слой образует неравномерные вздутия. Клоке нельзя утюжить.

Кожа: натуральные шкуры животных. Различают наппа-­кожу (лайковую) с гладкой поверхностью и кожу велюр (замшу) с ворсистой поверхностью.

Креп: собирательное название тканей с зернистой, узлистой поверхностью, приобретенной благодаря креповой крутке пряжи, переплетению нитей или тиснению на ткани.

Креп с продольными складками: искусственный креп с поверхностью, напоминающей древесную кору.

Крепдешин: тонкая ткань с неровной поверхностью из пряжи креповой крутки полотняного переплетения, имеет зернистую поверхность.

Кринкл, крэш: жатые ткани. Складки часто замяты в долевом направлении и выражены более или менее сильно.

Кружево: существует много разновидностей кружев: вышитые (плауэнские), тканые (машинные), плетенные на коклюшках (валансьенские) или вязанные крючком (басонные).

Лавабль: хорошо переносящая стирку легкая креповидная струящаяся ткань, с гладкой поверхностью, из шелковых или химических волокон.

Ламе: блестящая, переливчатая ткань с металлическими и другими блестящими эффектными нитями.

Лоден: средние и тяжелые шерстяные ткани, очень плотные, благодаря валянию, и очень ноские. Ворсистый лоден - покрытая длинным, прилегающим в одну сторону ворсом ткань, сукно-­лоден - ткань с матовой поверхностью без ворса, напоминающей фетровую. Лоден часто путают с варёной шерстью: трикотажем, валяным с одной стороны, оптически напоминающий лоден. (Путают, вероятнее всего, потому, что в магазинах его так часто обозначают.) От лодена он отличается более рыхлой структурой и, конечно, он не такой тяжёлый и плотный.

Матлассе: двойная ткань с рельефным, как бы «стеганым» узором.

Махровая ткань: объемная мягкая ткань из петлистой пряжи.

Мокрый шелк: шелковая ткань, которая после стирки и трения приобрела слегка пушистую «персиковую» поверхность. Мокрый шелк не стирают, а отдают в химическую чистку.

Муар: ткань репсового переплетения с тонкими нитями основы. Имеет волнистый узор, который наносится при тиснении (каландрировании).

Муслин: легкая и неплотная ткань полотняного переплетения, преимущественно хлопчатобумажная или шерстяная.

Органза: прозрачная жесткая ткань полотняного переплетения.

Палет: ткань или трикотажный материал с нашитыми сверкающими пластинками из металла.

Панбархат: очень блестящая бархатная ткань с прессованным ворсом.

Папийон: шерстяной поплин с мелким поперечным рубчиком.

Пепита: ткань в мелкую светло­темную клетку.

Перкаль: тонкая, но плотная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Шелковистая, мягкая, напоминающая батист. Используется в основном для шитья постельного белья, идеально подходит для печати и окрашивания текстильными красками.

Пике: ткань с рельефным рисунком, напоминающим машинную строчку.

Плотная тафта: средней плотности хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения.

Подкладочная саржа: ткань, у которой обе стороны «лицевые»: одна поверхность креповая, матовая, а другая - блестящая, гладкая.

Поплин: ткань репсового переплетения, которое образуется очень тонкими нитями основы и более толстыми нитями утка.

Репс: ткань с ярко выраженными рубчиками, чаще всего поперечными.

«Римское джерси»: тяжелый малоэластичный двухсторонний трикотаж, чаще всего из высококачественной натуральной шерсти, с обеих сторон имеющий лицевые петли.

Саржа: грубая хлопчатобумажная ткань с диагоналевым эффектом.

Сатин: очень гладкая, мягко падающая ткань с блестящей поверхностью.

Сирсакер: ткань, у которой вся поверхность или отдельные полосы напоминают древесную кору. У настоящей ткани с этим названием эффект достигается благодаря особому переплетению нитей, у «фальшивой сирсакер» - благодаря отделке (химической обработке) ткани.

Сукно: шерстяная ткань полотняного переплетения, которая благодаря валянию и заключительному начесу приобретает поверхность, напоминающую войлок.


Трикотаж с махровой/ворсованной изнаночной стороной: полотно из хлопка или смеси хлопка с другими волокнами.

Тафта: ткань из натурального шелка или химических волокон. Жесткость
приобретается в процессе отделки (химической обработки), и поэтому тафта сильно мнется.

Твид: ткань из грубой шерстяной узловатой пряжи, имеющая вид ручной отделки. Основа и уток часто бывают разной окраски.

Термовелюр: пушистая ткань с двухсторонним ворсом, очень теплая, воздухопроницаемая.

Ткань «в елочку»: ткань саржевого переплетения с ярко выраженными диагонально направленными полосками.

Ткань «куриная лапка»: ткань с мелким рисунком, напоминающим клетку. Для ткани типичны зубчики на углах клеток.

Трикотаж в рубчик: эластичный материал с чередующимися лицевыми и изнаночными петлями.

Тюль: прозрачная сетчатая ткань, часто с сотовой структурой.

Фасонная: ткань с мелким узором, который образуется сменой вида переплетения. Чаще всего с матово-­блестящим эффектом.

Фил­-а-­фил: ткань со ступенчатым мелким рисунком, который образуется чередованием светлых и темных нитей основы и утка.

Фланель: собирательное название тканей из хлопка, вискозы или шерсти, с одно-­ или двухсторонним начесом.

Флис: см. термовелюр.

Чинц: лощеная хлопчатобумажная ткань, поверхность которой производит впечатление натертой воском. Благодаря импрегнированию не пачкается и не смачивается водой.

Шанжан: ткань с разноцветными нитями основы и утка, которые создают переливчатый эффект.

Шелковая парча: жаккардовая ткань, часто из лощеной пряжи. Другое название «брокат» - итальянское, означает «вышитая».

Шениль: тяжелая, напоминающая бархат ткань с двухсторонним ворсом.

Шифон: очень тонкая, нежная струящаяся ткань из пряжи креповой крутки, состоящей из шелковых или синтетических волокон. Шифон имеет на ощупь неровную поверхность, напоминающую «песчаную».

Фото: Ян Шмидель; getti images (4), dpa, clip dealer.
Материал подготовила Елена Карпова

Виды тканей. От А до Я. Часть 1

Т кань - текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей. Систему нитей, идущих вдоль ткани, называют основой, а систему нитей, расположенных поперек ткани, - утком. Соответствующие нити называют основными и уточными. Переплетение нитей в ткани - одно из основных показателей строения ткани.

Ткани отличаются от трикотажных полотен, выработанных путём вязания, то есть образования взаимосвязанных петельных рядов, нетканых материалов (к которым относятся также валяльно-войлочные и холстопрошивные материалы).
На этом рисунке под номером 1 и красным цветом продемонстрированы нити основы. Под цифрой 2 синим цветом - уток.

Для изготовления любой ткани необходимо какое-либо исходное сырье. В зависимости от его происхождения, все ткани можно разделить на три основные группы:
1. Натуральные ткани (лен, хлопок, шелк, шерсть) - их изготавливают из природного сырья животного или растительного происхождения.
2. Искусственные (ацетат, вискоза, ткани с люрексом) - получают из природных материалов органического (белок, целлюлоза) и неорганического происхождения (стекло, металл).
3. Синтетические ткани (поливиниловые, полиэстерные, полиамидные ткани) - создают из искусственно полученных полимерных нитей.

Но итоговые характеристики и окончательный внешний вид той или иной ткани зависит не только от того, какое сырье было использовано при ее изготовлении. Во многом особенные свойства ткани определяет тип ткацкого переплетения.

[А]
Ажур
- это разновидность ткани со сквозным орнаментом. Она может быть изготовлена из различных видов пряжи (шелковая, хлопковая, шерстяная), вручную или на станке. Наиболее популярным ажур был в первой половине 19 века.


Сегодня ажур очень активно используется при изготовлении свадебных платьев.

Так же это могут быть какие-то небольшие детали одежды.


Да и в целом, на сегодняшний день ажурные ткани не потеряли свой актуальности. Их можно очень часто встретить в качестве отделки.

Акрил - синтетическое волокно, часто смешивают с другими волокнами, чтобы сделать ткань теплее.
Аксамит - золотая или серебряная ткань с травами и разводами, плотная и ворсистая, как бархат. Чтобы выдержать тяжесть золотых (или серебряных) нитей, ткань формировали из шести нитей - двух основных и четырех уточных. Узор на ткани делали с помощью крученой золотой нити.

Альпака - эту разновидность ткани изготавливают из шерсти одноименных животных, живущих в Перу и Боливии. Их шерсть очень ценна, а сами альпаки безумно милые животные.


Ткань из этой шерсти получается очень легкой, мягкой и тонкой, и имеет небольшой природный блеск.

Из 100% альпаки или из смеси ее с другими видами шерсти или синтетическими волокнами, изготовливают теплую одежду, верхнюю одежду, шерсть, из которой получаются прекрасные вазянные изделия.

А так же делают прекрасные мягкие пледы.


Алтабас - плотная шелковая ткань с орнаментами или фоном из золотой или серебряной нити, разновидность парчи. Алтабас ценился очень высоко и применялся для нужд царского двора, церкви.

Ангора (ангорская шерсть) - эту ткань делают из шерсти ангорских кроликов и коз, которых бережно разводят на фермах в Европе, Японии и др. странах.


Эта шерсть очень очень мягкая, нежная и шелковистая. Часто ее используют при изготовлении детской одежды, а так же различных вязаных изделий. Ее природный цвет белый, хотя ее часто окрашивают.


Атлас - ткань с очень блестящей поверхностью особого типа переплетения. Ткань гладкая, как подкладочная, иногда атлас применяют и для подкладки,атлас ментенон - на темном или светлом фоне затканы цветы, будто вышиты; трианон - фон и рисунок контрастного цвета, рисунок на ткани - листья с букетами гвоздик, помпадур - атлас темных оттенков с затканными гирляндами золотистого цвета.

Ацетат - химическим путем полученное волокно, может быть добавлено к другим материалам для получения шелковистости. Это великолепная вспомогательная ткань. Может растворяться в ацетоне. Это свойство ткани используют для отделки изделий.
Ацетатный шелк - шелк из искусственного волокна, впервые полученного в США химиками Celanese Corp. of America в 1925 году.

[Б]
Байка
- мягкая шерстяная или бумажная ткань с длинным ворсом. Первоначально шерстяная байка окрашивалась в каштановый цвет, позже ее стали делать самого разнообразного цвета и даже в клетку. Со второй половины XIX века изготавливают в основном хлопчатобумажную байку разных сортов, цвета.

Баратея - изначально шерстяная ткань с примесью шелка или хлопка. Очень гладкая, часто в рубчик.
Бареж - ткань в технике газового ткачества из шелка, шерсти, хлопка. Названа по местечку Бареж во Франции. Была очень популярна в России в первой половине XIX века. Ткань очень непрактична в носке. В XX веке она вышла из употребления.

Бархат (велюр - французское название бархата) бывает тонкий и блестящий (например, панбархат), матовый, толстый или плюшевый. В любом случае для него типичен стоячий в определенном направлении ворс. Есть также бархат структурной выделки или с узорами, из хлопка или искусственного шелка. Бархат в рубчик - это ткань в рубчик. Вареный бархат - коротковорсовый мягкий бархат в рубчик, который можно стирать и гладить. Шерстяные велюровые ткани с обеих сторон имеют грубоватую ворсовую поверхность. В XVII веке бархат стали вырабатывать в Москве. Уже знали бумажный бархат - бархатель (позже его называли плисом).

Ее главная отличительная черта - ворс. Он может быть разной длины, матовый или блестящий, но он всегда гладкий. Бархат делают из хлопковых, шелковых и синтетических волокон.


Сегодня бархат часто используют не для изготовления одежды, а для отделки различных изделий, например шкатулок, футляров и т.д.


Одежда из бархата сложна в уходе, но тем не менее модельеры иногда используют бархат при создании своих коллекций, как женских, так и мужских.

Батист - мягкая, тонкая хлопчатобумажная ткань, имеющая полотняное переплетение нитей. Батист изготавливается из натуральных и искусственных волокон. Батист бывает льняной и хлопчатобумажный. Льняной выше качеством, из длинных ровных волокон.

Эта ткань появилась впервые в г. Камбре, где ее создал фламандский ткач Батист. Ткань на самом деле удивительная. Оно одновременно очень легкая, даже немного прозрачная, и при этом довольно плотная, нежная на ощупь.


Из батиста шьют очень много разных предметов одежды, и легкие платья, и блузки, и детскую одежду, а так же носовые платочки и нижнее белье.

Бельсет - ткань из микроволокна с ворсистой и мягкой поверхностью, похожей на кожицу персика. Имитация велюровой кожи.
Болонья - капроновая плащевая ткань с односторонним водонепроницаемым покрытием. Ткань названа в честь итальянского города Болонья, где впервые изготовили эту ткань.

Бостон - плотная чистошерстяная ткань саржевого переплетения, в две или более нитей. Названа так по породе овец бостон, разводимых в Англии. Обычно бостон - ткань темных, густых тонов - синего, черного, иногда коричневого, с двусторонней выделкой. Была актуальна до конца 60-х годов XX века.

Брезент - грубая, плотная, льняная или хлопчатобумажная ткань, пропитанная водоупорным и противогнилостным составом. Применяется для спецодежды, чехлов.
Брокат - вид шелковой ткани, как правило, тяжелой и плотной, отличительной чертой которой является рисунок - вышитый или вытканный золотыми или серебряными нитями. Иногда добавляют цветные нити.


Брокатель - легкая и изящная шелковая ткань с небольшими золотыми или серебряными букетами, оттененными иногда цветными нитками. Ткань была модной в конце XVII века, из нее шили летнее платье.

Букле - шерстяная ткань с узелковой поверхностью и нерегулярно расположенными петельками. В шерстяную ткань простого переплетения вводится пряжа фасонной куртки, отчего на ее поверхности образуются петли и узелки. Из толстого букле шьют пальто и костюмы, тонкое идет на платье.

Бумазея - мягкая бумажная ткань саржевого, реже полотняного переплетения с начесанным ворсом на изнанке. Первоначальное название ткани - бумажная. Из этой ткани шьют нижнее белье, детские веши. В отличие от байки выпускалась крашеной, с орнаментами.

Буфмуслин - хлопчатобумажная ткань, очень тонкая, почти прозрачная, разновидность кисеи. Особенно ценилась эта ткань в XVII - начале XIX века. Позже в платьях из этой ткани ходили лишь молоденькие девицы, а дамы использовали буфмуелин для домашней одежды.

Бязь - бумажная прочная, довольно грубая ткань, вид толстого миткаля. Широкая бязь называется "полотно". Используется в основном для изготовления постельного белья.Бязь шла на подкладку кафтанов, ширинки (платки). Была двух сортов: простая - шиля; лучшая, более тонкая, с последующей отбелкой - ханагай.

[В]
Ватин
- вязаное полотно с односторонним и двусторонним начесом, выработанное с применением мягких толстых нитей; слой волокон, соединенных между собой определенным способом, например трикотажно-прошивным. Используется для утепления одежды.

Вельвет - ткань, созданная на основе хлопка и вискозного шелка. Типична выработка с рубчиком с различной высотой ворса на лицевой стороне. Вельвет очень прочен.

Ткань имеет много различных наименований. Например, манчестерский вельвет, вельвет с широким рубчиком, вельвет с узким рубчиком, бархатистый вельвет, хлопчатобумажный вельвет, вельвет с орнаментом, эластичный вельвет. Вельвет-корд имеет широкие рубчики (около 5 мм) и высокий ворс. Вельвет-рубчик с узкими рубчиками (2-3 мм) и низким ворсом.Вельвет фасонный имеет рисунок, состоящий из комбинаций гладкой и ворсованной поверхности.

Вельветон (или обезьянья кожа) - прочная, плотная, ветронепроницаемая хлопчатобумажная ткань, из которой обычно шьют спортивную одежду. Имеет бархатистую поверхность, с лицевой стороны начесанный, заглаженный ворс. Напоминает замшу.
Будучи разновидностью бархата, вельвет вошел в обиход россиян со второй половины XIX века под заимствованным названием.

Велюр - общее название материалов, поверхность которых ворсистая и отчасти напоминает бархат. Сюда относятся не только ткани (хлопчатобумажные, шерстяные, искусственный шелк), но и фетр, кожа. В некоторых странах велюром называют бархат и вельвет.

Велюр - ткань с бархатистой поверхностью, образуемой мягким ворсом. Встречается несколько разновидностей. Велюр-бархат - мягкий бархат с ворсом из вискозного шелка на полотне из креповой ткани натурального шелка. Драп-велюр - чистошерстяная тонкосуконная ткань с густым, коротко постриженным, начесанным ворсом на лицевой стороне.

Верблюжья шерсть - подшерсток или пух одногорбого верблюда. Верблюжью шерсть часто обрабатывают, не окрашивая, и используют для изготовления пальтовых тканей. У неокрашенной шерсти светло-коричневый цвет.

Вигонь - мягкий материал или пряжа из шерсти животных рода лам, распространенных в некоторых странах Латинской Америки. Шерсть этого вида ламы получить очень сложно (животное надо только вычесывать, а не стричь). Поэтому вигонью обычно называют ткань из отходов хлопка в смеси с шерстью. Сходство вигони с тканью из шерсти викуньи (вида ламы) лишь внешнее: цвет - коричневый или бурый, лицевая поверхность слегка пушистая за счет вкрапления шерстяных нитей. Но она в отличие от высококачественных шерстяных волокон не ноская. В XX веке ткань встречается редко, а пряжа вигонь распространена широко.

Вискоза - искусственное волокно из целлюлозы, а также ткань на его основе. Часто вискоза входит в состав смесовых тканей, например со льном или шелком. На основе вискозы с добавлением натуральных волокон получали разные виды тканей, например штапель. Вискоза в чистом виде имеет много недостатков: дает усадку при намачивании, утрачивает прочность.

Виши - название этой клетчатой ткани происходит от французского города Виши, где она была создана в 1850 году. Раньше узор в мелкую клетку выполнялся только красным или синим с белым цветом. Теперь с белым сочетают и другие цвета. Чаще всего этот узор встречается на хлопчатобумажных тканях.Когда-то ткань использовали для постельного белья и одежды сельских жителей. Сейчас из нее шьют мужские сорочки, платья в фольклорном стиле, а также занавески, скатерти и салфетки.

Вуаль - прозрачная ткань полотняного переплетения, чаще всего из хлопка.

[Г]
Габа
- очень плотное белое сукно, применявшееся для изготовления верхней одежды. Отличалось высокими водоотталкивающими свойствами.

Габардин - очень плотно сотканная ткань с особым переплетением хлопка и шерсти или искусственным волокном. Из-за прочности габардин часто используют для женских и мужских костюмов и пальто. Современные габардины изготавливаются со специальной водоотталкивающей пропиткой. Цвет ткани в основном серый, реже синий. На лицевой поверхности габардина можно разглядеть выраженные диагональные рубчики.


Габардин очень плотный, но при этом вполне легкий. Обладает по-своему важными свойствами - хорошей износостойкостью и некоторой водонепроницаемостью. За его качества, габардин часто используют при изготовлении женских и мужских костюмов, верхней одежды, плотных женских платьев.

На фото выше мужские брюки белого цвета от Marc Jacobs.
А еще габардин часто используют при пошиве профессиональной одежды.

Газ - легкая, тонкая, прозрачная шелковая или хлопчатобумажная ткань особого газового переплетения, у которой нити утка и основы сохраняют пространство. Способ ткачества обуславливал сорт газа. Это могли быть атлас, саржа или полотно.


Газ может быть хлопчатобумажного и шелкового происхождения. Из-за тонкости, газ можно использовать самостоятельно в многослойном виде, например для такой юбки.

Сегодня газ часто применяют при пошиве свадебных платьев.


Гарус - род шерстяной ткани, получившей название по городу Аррасу во Фландрии, где первоначально ее вырабатывали.

Гипюр - кружевное полотно, составленное из шитых иглой или сплетенных на коклюшках фрагментов, которые соединены между собой тонкими связками. В целом, схож с ажуром, потому что это тоже своего рода кружево. Раньше гипюр делали на коклюшках, сейчас для его изготовления используют машинный способ.

Делают гипюр из очень тонких нитей (тоньше, чем в ажуре), которые могут быть шелковые, хлопчатобумажные, с добавлением синтетических волокон или люрекса. Гипюр трудно использовать в качестве самостоятельно и основной ткани в одежде, хотя некоторых дизайнеров это не останавливает.

Так же, как и ажур, гипюр часто используют в свадебной моде, но в основном для изготолвения аксессуаров - фаты, перчаток.

Глазет - от французского слова - "глянцевитый". Парча с цветной шелковой основой и вытканными на ней золотыми и серебряными узорами. Из глазета шили, например, нарядные камзолы (XVIII-XIX века).
Гленчек - шерстяная или смесовая ткань с особым узором (клетка, состоящая из основного квадрата и квадрата поверх него).

Гобелен - художественно-декоративная ткань, изготавливаемая машинным способом. Ткань названа по французской королевской мануфактуре, учрежденной в 1662 году в Париже на улице Гобеленов - мастеров, красильщиков пряжи. Тогда они производили гобелен ручным способом. В настоящее время ткань используется для обивки мебели, на портьеры, а также для жакетов, сумок. Из более тонкого гобелена шьют платья, галстуки и шарфы. Материал неяркий, волокна окрашены натуральными красителями.

Гризет - в старину легкая дешевая ткань, платье серого цвета. Материал шелковый или шерстяной одноцветный с тканым рисунком. Сначала был только серого цвета, но в XIX веке изготавливался также красным, зеленым, синим.

Гриделин - ткань серого цвета в мелкую полоску, чаще в черную, иногда - в белую. В XIX - начале XX века название относилось только к шерстяным тканям. Из гриделина шили визитные брюки. Сейчас название ткани исчезло из употребления, хотя подобные материалы продолжают выпускаться.
Гро - в старину название шелковых, самых плотных тканей: гро-гро, гроденапль, гродетур.

[Д]
Дама
- плотная одноцветная ткань с вытканным узором из любого сырья. Термин восходит к сирийскому городу Дамаск, где начали производить ткани такого типа. Обычно все ткани типа дама были двусторонними, их можно было использовать как с одной, так и с другой стороны.

Дамаск - шелковая, шерстяная или хлопчатобумажная ткань полотняного или крепового переплетения, иногда в комбинации с атласом. Хлопчатобумажный Дамаск используется для изготовления женского белья, в декоративных целях, шелковый - в основном для декорирования изделий.
Дамаскет - ткань, похожая на парчу с атласным фоном и золотыми цветами.

Дамассе - в переводе с французского - "узорчатый". Пластичная, обычно шелковая ткань, на блестящей поверхности которой располагается матовый рисунок. Дамассе, как и другие жаккардовые полотна, традиционно применялась для подкладки, обивки мебели, но в последнее время все чаще используется для изготовления нарядных блуз и платьев.

Дамаст - хлопчатобумажная ткань белого цвета с блестящим цветочным узором по матовому фону. Обычно используется для изготовления скатертей, постельного белья и т.п.

Деворе - загадочная ткань! Единственное, что могу про нее рассказать, это то, что при ее изготовлении используется химическая вытравка (выжигание) части волокон ткани, благодаря которой на ней появляются узоры. Я так и не смогла найти описание сути этого процесса.


Деворе ткань довольно тонкая, прозрачная, и ее часто используют при пошиве штор.


А еще иногда технику деворе используют на других типах ткани. Например, на фото ниже, на молодом человеке рубашка из батиста деворе.

Деним - очень прочная, плотная хлопчатобумажная ткань для джинсов. Известна с конца прошлого века, тогда и возникло ее название, которое в переводе с французского означает "из Нима". Ним - город во Франции, где создали эту ткань для рабочей одежды.


Изначально, деним предполагался как одежда для рабочих. Ведь джинсовую ткань отличает высокая плотность, прочность, хорошая износостойкость.


Сегодня деним может обладать самыми разными характеристиками, быть плотным или тонким, однотонным или с рисунком. И используют его для изготовления всех видов одежды для людей обоих полов всех возрастов.


Джерси - название группы плательных тканей из тягучего тонкого шерстяного трикотажа, а также трикотажная шерстяная или шелковая ткань и изделия из нее. Ткань не пользовалась спросом. Ее сочли жесткой, малоэстетичной, бежевый цвет, в который она была окрашена, назвали бедняцким.

Она мягкая, гладкая, хорошо растягивается, мало мнется, не требует сложного ухода, красиво ниспадает при драпировке.


Популярность ткань джерси приобрела благодаря смелости Коко Шанель. Когда эта ткань только появилась на острове Джерси (Нормандские острова), Шанель не побоялась рискнуть и скупить ткань у ее изобретателя. Тогда джерси была не особо популярна. Но после того, как Шанель сшила из него первая пальто, а затем платье-рубашку - о джерси заговорили все.


В настоящее время из ткани джерси шьют женские платья, юбки, жакеты, кардиганы и другие предметы гардероба.

Джингхэм - двухтонная бумажная ткань в полоску или клетку. Применяют для пошива одежды и в рукоделии.
Диагональ - шерстяная или хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения с характерным тканым рисунком - косыми выпуклыми рубчиками. В XX веке ткань темно-синего или защитного цвета используют в основном для шитья форменной одежды.

Драдедам - очень легкое сукно полотняного переплетения, обычно светлое, иногда с орнаментом в полоску. В XIX веке имел спрос у городской бедноты - из ткани шили одежду, платки. В XX веке ткань вышла из употребления.

Драп - очень толстая и мягкая шерстяная или полушерстяная ткань с ворсистой изнаночной и гладкой лицевой поверхностью. Драп одновременно плотный и мягкий, довольно теплый и прочный. На его лицевой поверхности имеется так называемый войлокообразный застил, благодаря которому на ткани не видно переплетения волокон основы и утка, но поверхность ткани остается довольно гладкой. Драп так же может быть и двулицевым, тогда обе стороны скрывают переплетение.


Из драпа чаще всего шьют женские и мужские пальто, не имеющее сложных деталей, а так же костюмы, или по отдельности юбки, брюки жакеты и пиджаки.

Дюветин - ткань атласного переплетения из хлопка или вискозы с утолщенными уточными нитями. После крашения ткань начесывают, и она становится шероховатой. Дюветин называют еще фальшивым бархатом.
Дюшес - благородная, очень блестящая гладкая ткань из шелка или искусственных волокон, которая используется для вечерних платьев или в качестве подкладки для высококачественной женской одежды.
[Ё]
Елочка
, ткань в елочку - узор на ткани напоминает елочки. Переплетение волокон - по рубчику и диагонали.

[Ж]
Жаккард
- ткань, названная по фамилии французского изобретателя Ж. М. Жаккарда. Около 1800 года он создал машину для выработки крупноузорчатых тканей за счет раздельного управления каждой нитью основы. Получавшиеся в результате этого узоры были названы его именем.

Жоржет и креп-жоржет - ткань из сильно перекрученных нитей креповой крутки имеет неровную, мелко структурированную поверхность. Ткань мягкая, струящаяся, похожая на шифон, на ощупь - песчаная.

[З]
Замша
- мягкая кожа, выделанная дублением и пропиткой жирами из шкур телят, коз и оленей. Имеет бархатистый вид. Как ткань используется для пошива верхней одежды.

Различают искусственную замшу, ледерин (искусственная кожа) и кожу. Изделия из этих материалов не требуют тщательной отделки, припуски не обрабатывают. Объем уменьшается за счет припусков: на один оставляют 3 мм, на другой 6 мм. При крое используйте грузики, булавки лучше не применять - они оставляют следы на ткани. Если прижимная лапка прилипает к коже, поменяйте ее на тефлоновую.

Зефир - тонкая нежная хлопчатобумажная ткань из отбеленной скрученной пряжи в виде мелких клеток, а также шерстяная ткань из лучших пород овечьей шерсти. Она кажется мягкой и струящейся. Из ткани шьют рубашки и блузки.

[К]
Каламкар
- ситец ручной набивки.
Камвольные ткани - тонкие шерстяные ткани, выработанные из пряжи гребенного плетения, с гладкой пушистой поверхностью, не очень прочные.

Камка - двусторонняя узорная шелковая тонкая ткань. Сочетание сатинового и полотняного переплетения создавало особый оптический эффект. В XVI-XVII веках из камки шили шубы, кафтаны, телогреи, шапки, рукава, кушаки, штаны, чулки, наволочки, одеяла. С XVIII века камку стали называть штофом. В XIX веке название ткани вышло из употребления.

Камлот - плотная шерстяная или полушерстяная ткань обычно темного цвета. Известна в России с XVIII века, сырьем для нее служила верблюжья шерсть. Одежду из камлота могли позволить себе лишь состоятельные люди. Ныне камлот забыт, хотя подобные ткани из верблюжьей шерсти продолжают выпускаться.

Камчатка - узорная льняная ткань для столового белья, полотенец.
Канифас - плотная хлопчатобумажная ткань с рельефным тканым рисунком в виде полос.
Капрон - синтетическое волокно, используется для производства тканей, трикотажа. Отличается высокой износостойкостью, эластичностью, несминаемостью.

Каракуль - шкурки ягненка в возрасте 1-3 дней каракульской породы, ценный мех, отличается очень упругим, плотным, шелковистым, блестящим волосяным покровом, образующим завитки различной формы.
Каракульча - шкурки ягнят-недоносков (утробного развития 4,5-5,5 месяцев) каракульской породы овец. Ценный мех, отличается низким блестящим шелковистым волосяным покровом с более или менее выраженным муаровым рисунком.

Кашгора - благородная ткань из шерсти кашгорской козы, разводимой в Новой Зеландии. Ткань обладает блеском и легкостью кашемира и очень прочна.

Кашемир - тонкая легкая шерстяная или полушерстяная ткань, имеющая на поверхности диагональный рубчик, которая появляется благодаря диагональному переплетению. Из кашемира темного цвета шьют школьные форменные платья и фартуки. Набивной кашемир используется на платки, шали, платья. Очень популярны кашемировые пальто.

Настоящий кашемир производят из шерсти крохотных ягнят гималайской козы (ее тоже называют кашемир).


Кашемир довольно мягкая и легкая ткань.


Из кашемира шьют не только пальто, а так же платья, блузки, кардиганы и другую женскую и мужскую одежду.




Кисея - тонкая редкая ткань, в настоящее время хлопчатобумажная Кисея выпускалась цветной, расшитой шелком или другими цветными нитями.

Клоке - двухслойная ткань с пузырчатой поверхностью, сотканная на двух основах, которые располагаются одна над другой. Ее делают из шерсти, хлопка или искусственных волокон. Нижняя сторона ткани - гладкая, натянутая, а верхняя имеет выпуклый, пузырчатый рисунок. Из нее шьют куртки, платья. С эффектом клоке выпускают и хлопчатобумажные ткани - их подвергают специальной обработке, чтобы добиться эффекта жатости, шероховатости. Клоке нельзя утюжить.

Коверкот - плотная ткань саржевого переплетения с характерными мелкими точками на темном фоне, очень похожа на габардин. Вырабатывается шерстяной, полушерстяной, штапельный и бумажный коверкот. В России ткань появилась в конце XIX века. В середине XX века ткань считалась престижной, одежду из нее в сочетании с велюровой шляпой носили солидные советские служащие.

Кожа - выделанная кожа животных. Уже в Древней Греции из кожи делали обувь. В VIII веке до нашей эры из нее изготавливали перчатки. В XVIII веке из кожи производили как обувь, так и головные уборы, штаны. Позже ее используют еще более широко. Первые автомобилисты и авиаторы были одеты в кожу с головы до ног, В 1965 году Пьер Карден широко использует этот материал для своих изделий.

Козлик - шкурка козлят возраста до 1 месяца, а также козлят-недоносков различных пород коз. Меховая шкурка имеет тонкий волос, мягкий, глянцевитый, довольно низкий, с муаровым рисунком или гладкий.

Коленкор - дешевая бумажная ткань типа плотного миткаля, белая или одноцветная.Коленкор был очень широко распространен в XVIII-XIX веках. В конце XX века использовался в качестве бельевой ткани.
Кракле (в переводе с французского - потрескавшийся). Поверхность этой ткани напоминает креп и имеет пузырчатую структуру. Это ткань из хлопка или искусственных волокон, поэтому хорошо подходит для блузок и платьев.

Крашенина - грубый крашеный холст. В XIX веке из крашенины шили крестьянские рубахи.
Крепы - название очень большой группы тканей, которые вырабатываются из разных волокон, но все они имеют мелкошероховатую поверхность. Эффект крепа достигается, во-первых, за счет очень сильной крутки волокон; а во-вторых, нерегулярною скрещивания нитей. Семейство крепов включает в себя: креп-жоржет, крепдешин, креп-сатин, креп-марокен.

Они широко используются в пошиве одежды общего назначения. Одежду из этой ткани шить легко, т.к. она в меру эластичная, имеет четкую линию грани, что удобно для кроя. Ткань также используется в качестве укрепляющих деталей. Она более блестящая и прозрачная, чем крепдешин.


Например, креп-жоржет часто используют при пошиве женских платьев.

Крепдешин - нежная шелковая ткань, приобретающая свой типичный матовый вид при использовании особого вида переплетения. Креп-жоржет - обычно шелковая очень тонкая и прозрачная ткань, имеющая общие черты с шифоном и крепдешином. Но креп-жоржет плотнее и зернист на ощупь. Шерстяную ткань, полученную этим видом переплетения, тоже называют жоржетом. Креп китайский - шелковый, набивной креп. Крепон - шерстяной креп. Креп-марокен - шелковый, плотный и мягкий, однотонный или узорчатый креп. Креп-рашель - креп золотистого цвета. Креп-сатин - шелковый креп, мягкий, обычно однотонный, отличающийся сочетанием шероховатой поверхности с одной стороны и гладкой блестящей с другой.

Отличительными чертами крепдешина являются матовая и слабоблестящая поверхность и мелкая зернистость на лицевой поверхности.


Крепдешин используют при пошиве в основном женской одежды: блузок, платьев, а так же для платков и шалей.

Крепдешин был довольно популярен в 60-е годы, поэтому можно встретить много винтажных крепдешиновых платьев.

А еще эту разновидность шелка часто используют для рисования по ткани в технике батик.

Кретон - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения (нить утка несколько тоньше нити основы). Из предварительно окрашенной пряжи, с текстильным орнаментом в виде клетки или полос. В XIX веке использовался очень широко для одежды менее обеспеченных людей, а также в качестве обивки мебели.

Кринкл, крэш - жатые ткани. Складки часто замяты в долевом направлении и выражены более или менее сильно.

Кримплен - одно из синтетических полотен. Объемное, пластичное, мягкое. Не мнется, легко стирается. Первое время пользовался невероятной популярностью, однако в последние годы уступил всякого рода смесовым тканям, которые больше напоминают натуральные ткани.

Кружево - полоска или кусок текстиля, получаемого путем шитья, вязания или плетения. Кружево появилось в Европе на рубеже XV-XVI веков. Первое кружево шилось иглой, называлось оно "стежок в воздухе". В России первые кружева были металлическими, из золотых и серебряных нитей - ими отделывали одежду знати.В 1837 году была изобретена машина для изготовления кружев. Они стали дешевле и пошли на отделку женского белья.
Кружевное полотно - прозрачная ажурная ткань с рисунком, образуемым путем сочетания уплотненных и разряженных мест с отверстиями, которые получаются за смет сплетения нитей.

Кумач - бумажная ткань, как правило, ярко-красного цвета (от арабского "кумаш"). В старину бытовал синий и другого цвета кумач.