Как научить ребенка говорить буквы? Артикуляционная гимнастика. Логопедические упражнения для детей, которые научат выговаривать буквы Как научиться ребенка выговаривать буквы

Звук «р» — один из самых сложных в русском языке. Для его произношения ребенок должен обладать развитым артикуляционным аппаратом и научиться управлять своим дыханием. Для малыша это серьезная работа, и нет ничего плохого в том, что ему для этого потребуется время. В норме дети к 4,5 годам выговаривают все звуки, кроме двух – «р» и «л».

У этих двух в запасе еще год-полтора, и если малыш уже хорошо говорит, но в его лексиконе встречаются «коловы» и «гаажи», до 6 лет об этом можно не беспокоиться. «Р» – последний звук, который ребенок усваивает. Дайте ему время научиться управлять артикуляционным аппаратом и главное — не торопите. Но если в 6 лет малыш так и не освоил навык, пора записаться к логопеду.

Надо ли к доктору?

Да, надо. Во-первых, проблемы с артикуляцией доставляют немало хлопот и заставляют человека чувствовать себя неловко. Это может привести к психологическим проблемам в будущем. А во-вторых — затрудненное произношение может быть симптомом дизартрии (нарушения в работе нервной системы). Развившаяся дизартрия может привести к тому, что малышу будет трудно усваивать новый материал в школе.

Неумение выговаривать букву «р» может быть признаком болезни!

Не торопите процесс, но и не пускайте его на самотек. Ваши помощники – наблюдательность и готовность прийти малышу на помощь, если это понадобится. Помните: хороший родитель не только объяснит крохе, и как нужно общаться с хулиганами, но и поможет ему преодолеть трудности — будь то ночные страхи или неумение выговаривать букву «р».

В чем проблема?

Дети «теряют» звук по-разному. Они могут заменять его звуками «л» или «й» («лыба» и «каяндаш»), опускать («маоз»), произносить нетипичным образом (грассировать, как во французском языке, или вибрировать, как в английском). Причин у этого может быть несколько.

  1. Строение «уздечки». Связка, соединяющая язык и нижнее нёбо, может быть слишком короткой. Из-за этого язык физически не может достать до верхнего нёба, и артикулировать звук не удается. В таких случаях возможны два варианта: растянуть уздечку специальными упражнениями или же подрезать ее. Как поступить, подскажет логопед. Он или подберет гимнастику для малыша, или примет решение о хирургическом вмешательстве. Если доктор предложит второй вариант, не пугайтесь: все происходит очень быстро и практически безболезненно.
  2. Недостаточная подвижность артикуляционного аппарата. Эта проблема лечится просто и с удовольствием – ведь ребенку нужно всего лишь кривляться и гримасничать! Ваша задача – укрепить мышцы лица и развить мобильность органов речи. Попросите малыша свернуть язык в трубочку, растянуть губы в широченной улыбке, дотянуться языком до носа или подбородка, подвигать челюстями, скалить зубы и т.п. Все эти упражнения пойдут на пользу артикуляционному аппарату.
  3. Расстройства фонематического слуха. Проявляются тем, что малыш путает звонкие звуки с глухими, а твердые – с мягкими («лублу»), пропускает звуки при произношении слов и т.п. Фактически, ребенок просто не может отличить один звук от другого. Чтобы развить фонематический слух, можно играть с ребенком в такую игру. Называйте малышу несколько слов и просите его хлопнуть, когда он услышит определенный звук. Или называйте ряд слов, в который вводите слово с ошибкой («лублу», «кафета» и т. п.) и просите хлопнуть, когда слово будет произнесено правильно.
  4. Нарушения речевого дыхания. Такие проблемы могут возникнуть из-за заболеваний органов дыхания (острых и хронических), иммунных болезней или проблем с сердцем. Избавить малыша от нарушений речевого дыхания поможет логопед. На занятии ребенок будет выполнять специальную гимнастику, которая сочетается с речью.

Все ли в порядке?

Как понять, правильно ли малыш выговаривает сложный звук? Попробуйте с ним поиграть: сначала пусть от порычит, как тигр, а затем повторяет за вами слова с «р»: «ворона», «трава», «корова», «карман» и т. п. Если окажется, что малышу звук не поддается вообще, начинайте учить его произносить «р» изолированно. Если же кроха запросто рычит, а в словах справляется плохо, не заставляйте его учить скороговорки — пусть начинает со слогов.

К скороговоркам нужно приступать, когда сама буква «р» уже освоена

Это довольно распространенная ошибка родителей – заставлять кроху зубрить стихи и скороговорки с неподдающимся звуком. Если малыш не может его выговорить отдельно, что уж говорить о сложных конструкциях – словосочетаниях и предложениях! Работу нужно проводить поэтапно, давая ребенку время на то, чтобы отточить непростой навык. Последовательность действий такова:

  • Сперва ребенок учится артикулировать «р» изолированно, отдельно от других звуков.
  • Затем отрабатывает произношение в слогах: «ри», «ре», «ра», «ро», «ру», «ры».
  • После этого заучивает слова с нужным звуком.
  • И только на последнем этапе начинает учить предложения, а потом и скороговорки.

Простые упражнения с малышом вы можете делать и дома. Работу с более сложными лучше поручить логопеду или проконсультироваться у него. Запаситесь терпением: заниматься придется минимум полчаса каждый день, и на это придется потратить срок до полутора лет. Впрочем, упражнения для развития артикуляционного аппарата похожи на увлекательную игру, так что урок легко можно превратить в развлечение.

Занятия для всех

Как известно, профилактика гораздо эффективнее лечения. Поэтому начинать заниматься можно, не дожидаясь того момента, когда станет ясно: со звуком «р» малыш самостоятельно не справится. Существуют упражнения, которые вы можете выполнять с малышом до шестилетнего возраста. Они разработают артикуляционный аппарат и подготовят его к произношению сложного звука.

  • «Моторчик». Пусть малыш сперва вымоет руки. Теперь нужно положить большой пальчик в рот, под язык, и подвигать им вправо и влево. Ребенок может представить, что он заводит моторчик.
  • «Чистые зубки». Ребенок растягивает губы в широкую улыбку. Теперь пусть представит, что его язык – это щеточка, которой нужно почистить зубы с внутренней стороны. Важное условие: челюстью двигать нельзя.
  • «Лошадка». Малыш должен цокать языком так, чтобы имитировать стук копыт лошади.
  • «Дразнилки». Пусть малыш расслабит язычок, просунет его между зубами и поболтает им с характерным звуком, будто дразнясь. Можно также устроить соревнование – кто высунет язык дальше или кто достанет до носа и подбородка.
  • «Тигренок». Пусть малыш представит, что он тигр, и рычит что есть силы. Можете рычать вдвоем – кто громче.
  • «Кошечка». Налейте в блюдце сока или молока. Пусть малыш представит себя кошкой и полакает из тарелки.

Упражнения нужно выполнять по 3–5 раз (или больше) каждый день. Они будут полезными не только для произношения звука «р», но и вообще для речи. Для артикуляции звука «р» важно укрепить мышцы языка и заставить его кончик вибрировать. Этому тоже могут помочь упражнения. Их лучше выполнять перед зеркалом, чтобы следить за правильностью.

  • Малыш должен открыть рот, кончик языка положить на ребристый участок нёба за передними зубами, а его бока – на коренные зубы. В таком положении нужно задержаться на 10 сек, а затем расслабиться. Повторить 5 раз.
  • Пусть малыш разомкнет губы и слегка прикусит кончик языка. Движение следует повторить 10 раз.
  • Ребенок должен расположить язык между губами и резко выдуть воздух. Это заставит кончик вибрировать. Повторить 10 раз.
  • Пусть малыш попробует присосать язык к верхнему нёбу. Если он все сделает правильно, то сможет щелкнуть. Это движение нужно повторить 10–15 раз, ускоряясь и замедляясь.
  • Предложите чаду касаться кончиком языка по очереди то верхних, то нижних зубов. Повторить 20 раз.
  • Пусть малыш резко бьет кончиком языка по нёбу за верхними зубами и пытается одновременно произнести звук «д». Упражнение нужно повторить 10–15 раз.

Не забывайте регулярно заниматься с ребенком!

Если проблема уже появилась

Малышу уже 6 лет, а со звуком «р» по-прежнему нелады? Самое время приступить к занятиям. «Тренировку» нужно начинать с разминки, и только после этого переходить к упражнениям на артикуляцию буквы «р».

  • «Кисточка». Пусть малыш улыбнется и слегка приоткроет рот. В таком положении нужно «погладить» верхнее нёбо: провести кончиком языка от бугорка у передних верхних зубов так далеко в сторону горла, как это будет возможно. Повторить движение следует 10–12 раз.
  • «Маятник». Исходное положение то же – широкая улыбка и приоткрытый рот. Малыш должен слегка высунуть язык изо рта и покачать им влево-вправо, от одного уголка к другому и обратно. Повторить 15–20 раз.
  • «Гармошка». Пусть малыш улыбнется и приоткроет рот, а затем прижмет кончик языка к верхнему нёбу. Нужно открыть рот максимально широко, а затем закрыть его, не открывая язык от неба. Повторить 15–20 раз.
  • «Комарик». Предложите малышу открыть рот, выдвинуть кончик языка вперед и сказать «з-з-з-з». Затем закрыть рот, упереться в верхнее нёбо и произнести тот же звук. Повторить 10–15 раз.

После этого можно переходить к упражнениям на артикуляцию. Для выполнения некоторых упражнений нужен специальный шпатель. Его можно купить в аптеке. Шпатели бывают с ароматами шоколада или карамели, так что малышей несложно уговорить к работе с ними.

  1. Пусть малыш раскроет рот, кончик языка прижмет к бугорку у передних зубов и постарается быстро произнести «д-д-д». Через несколько секунд, не останавливаясь, он должен сделать усилие и произнести этот звук на мощном выдохе. В результате малыш ощутит сильную вибрацию на языке, а именно это и нужно для обучения. Со временем ребенок научится производить ее сам.
  2. Пусть малыш раскроет рот пошире и долго произносит звук «ж-ж-ж». В это время он должен сдвигать язык постепенно ближе к основанию верхних зубов. Пусть задержится в этом состоянии на несколько секунд. Затем введите шпатель под язык и слегка, но ритмично подвигайте его влево-вправа. Это создаст необходимую для артикулирования вибрацию.
  3. Пусть ребенок раскроет рот пошире, отодвинет язычок как можно дальше и произнесет слог «з-за». Введите шпатель под язык и подвигайте им влево-вправо. Если вибрация создана правильно, вы услышите «р».
  4. Проделайте все то, что указано в предыдущем упражнении, но попросите ребенка произносить слог «з-зи». В этом случае вибрация приведет к формированию мягкого звука «рь».

И помните: консультация логопеда, немного времени и ваше терпение помогут малышу научиться правильно выговаривать самый сложный звук русского языка – «р». Так что настройтесь на победу, и результат не заставит себя долго ждать!

Люди имеют уникальную способность: они могут делиться своими мыслями и чувствами с другими индивидуумами посредством речевого аппарата. Способствует этому также специфическая символьно-знаковая система, то есть алфавит. Правильному произношению каждый человек обучается с самого раннего детства. В это же время многие родители думают, как научить ребенка выговаривать буквы. Смысл всего обучения в том, что буквы и звуки складываются в слова, из которых строятся предложения, тексты, высказывания, которые имеют смысловую значимость. Дети часто имеют проблемы с правильной артикуляцией всех букв. Чаще всего проблемы возникают с правильным произношением букв «ш», «р» и «л».

Обусловлено это несовершенством детского речевого аппарата, которому не хватает тренировки.

Первое, что могут сделать родители для того, чтобы малыш быстрее научился правильному выговору, - это перестать «сюсюкать» с ним. Взрослые, умиляясь при общении с ребенком, часто искажают слова. Ребенок воспринимает это и позже начинает воспроизводить эти «неправильные» выражения. Следите за своей речью, старайтесь произносить слова громко, четко и внятно. Поворачивайтесь лицом при разговоре с малышом, чтобы он мог видеть вашу артикуляцию.


При сильно выраженной проблеме с произношением на помощь придет логопед. Эти специалисты знают все о дефектах речи и помогут их устранить. Нередко случается, что нужна только консультация логопеда. При встрече специалист сделает оценку уровня дефектной речи ребенка, посоветует специальные упражнения для выполнения в домашних условиях или назначит следующую встречу с малышом, если дефективность очень велика, и нет возможности самостоятельно решить проблему.

Причиной неправильного выговора могут служить индивидуальные особенности физиологического строения детского речевого аппарата, например, малыш может иметь недостаточную длину языка или слишком короткую уздечку. В случае причин физиологического характера малыш должен будет пройти ряд медицинских процедур или перенести операцию.

При других причинах часто нужно просто усиленно позаниматься с малышом. Но не стоит поправлять его каждый раз, когда он неправильно произнесет слово. Достаточным для запоминания будет трех-четырехкратное повторение одного слова, но очень разборчиво и внятно. Сначала можно произносить слова в более медленном темпе, но постепенно возвращайтесь к своему обычному темпу речи.

Неоценимую помощь в обучении правильному произношению букв несет артикуляционная гимнастика. Логопедами создано множество различных методичек и пособий, которые помогут в борьбе с неправильным произношением.


Начинайте обучение на втором-четвертом годах жизни малыша. К пяти-шести годам речевой аппарат уже полностью сформируется и может быть поздно.

Занятия необходимо проводить в легкой игровой форме, которая не нагружает малыша. Выполняйте упражнения для правильной постановки языка, улучшения его подвижности вместе со своим ребенком.

Лучше всего выполнять упражнения перед зеркалом, чтобы малыш мог видеть, как двигается его язык и мог сравнить с языком мамы.

Сначала демонстрируйте правильное исполнение упражнения, а затем уже просите малыша повторить его.

  1. Расположите язык у края верхнего зубного ряда и попросите малыша повторить.
  2. Малыш должен выполнить упражнение, задержав язычок на пятнадцать-двадцать секунд.

Сделайте перерыв и повторите задание еще два-три раза. Данное упражнение поможет сделать подъязычную связку более гибкой, что поможет в произношении проблемных букв.

Буква «р» очень трудно дается многим детям. Для исправления произношения также существуют специальные упражнения. Одним из них является задание «Дятел», когда ребенок должен с силой ударять кончиков языка по верхнему зубному ряду и одновременно произносить букву «д». Малыш тренирует кончик языка и правильную артикуляцию.

Помочь в произношении буквы «р» могут слова с «т» и «д». Все эти буквы требуют, чтобы кончик языка упирался в верхнее небо у самого края верхнего зубного ряда. Буквы «д» и «т» редко вызывают проблемы в своем произношении. Логопеды используют это для обучения правильной артикуляции буквы «р». Старайтесь повторять с ребенком побольше слов, в которых «р» следует за «т» или «д», например, трактор или дрова.

Необходимо также запастись терпением, потому что криками и руганью можно лишь отбить у малыша охоту вообще чему-то учиться. Спокойный уравновешенный тон родителя и четкая дикция помогут правильно воспринимать буквы на слух. Малыш составит себе звуковую картину правильного выговора и дальше будет подстраивать свое произношение под услышанные правильные звуки.


Можно использовать в обучении игрушки, на которых изображен алфавит, или повесить красивую яркую алфавитную таблицу в детской комнате. Любимые мультипликационные герои, которые «прячутся» за буквами на стене, возбудят интерес ребенка и помогут в обучении.

Для самых маленьких в магазине можно найти мягкие коврики-паззлы. Есть варианты с алфавитом, то есть, коврик состоит из квадратов, внутри которых располагаются буквы. В дальнейшем можно использовать такой коврик-паззл для обучения чтению, а выбрав вариант, содержащий еще и цифры - счету.

Можно сделать обучающую игру самостоятельно. Для этого вырежьте из картона карточки и наклейте или нарисуйте на них буквы. Предложите малышу нарисовать какой-нибудь предмет, название которого начинается именно на эту букву. Затем просто доставайте карточки и громко произносите букву, подкрепляя произношение примерами названий предметов, например, «л», как «лампа» или «и», как «игла». Старайтесь использовать простые и односложные слова. Не стоит перегружать детский мозг терминами и длинными словами.

Научить ребенка правильно выговаривать буквы не так сложно, достаточно запастись терпением. Главное, проводить занятия регулярно, чтобы тренировать речевые навыки и совершенствовать произношение.

Прежде, чем приступить к изучению букв и звуков, вам необходимо понять, на какой стадии развития речи находится ваш ребенок. Для этого существуют специальные таблицы динамики развития речи, в которые вы будете записывать периоды, когда малыш начал лепетать, произносить первые звуки, фразы и т.п. Таким образом, вы сможете проанализировать как развивается его пассивный и активный словарь.

Как создать развивающую среду для ребенка?

Если вы не знаете, как научить ребенка правильно выговаривать буквы, для начала попробуйте создать благоприятную среду для развития. Сделать это совсем несложно, достаточно сделать несколько простых шагов:

  • Общайтесь с ребенком

Старайтесь как можно чаще общаться с ребенком, объясняйте ему все, что вы делаете. Такой подход позволит увеличить словарный запас малыша, а также научит его правильным оборотам речи.

  • Используйте простые словосочетания

Во время общения со своим чадом не забывайте использовать максимально простые и понятные словосочетания. Так у вашего ребенка будет больше шансов вас понять.

  • Показывайте мультики

Чтобы ваши дети росли умными и хорошо развивались, составьте плейлист развивающих мультфильмов. Такое занятие не только отвлечет ребенка, но и научит его правильно выговаривать буквы.

Как научить ребенка выговаривать буквы?

Кроме регулярного общения с малышом, родители должны проводить с ребенком занятия по развитию речи. По статистике, одним из самых сложных для детей является звук «Р». Однако, советуем обратить внимание также на то, как малыш произносит буквы «Л», «Ш», «Ж».

А пока предлагаем ознакомиться с упражнениями, которые подскажут как научить ребенка выговаривать букву «Р».

  • Тренировка для легких

Прежде чем приступать к упражнениям, проведите со своим чадом короткую тренировку для легких. Для этого попросите ребенка очень глубоко вдохнуть, а потом не просто выдохнуть, а сильно подуть. А чтобы малышу была понятна техника выполнения упражнения, можете поставить перед ним зажженную свечу, которую он должен задуть своим дыханием.

  • Окошко

Во время выполнения этого упражнения необходимо широко открыть рот и удерживать его в таком положении как можно дольше. В начале вы можете считать до трех, постепенно увеличивая продолжительность выполнения задания.

  • Рычание

Одной из самых простых и веселых игр в данной категории считается рычание. Представьте, что вы и ваш малыш - тигрица и маленький тигр. Покажите ребенку как нужно рычать и попросите его повторить за вами.

  • Качели

Данное упражнение не только поможет найти ответ на вопрос «Как научить ребенка выговаривать букву «Р», но также сделает его речь чище. Попросите кроху улыбнуться и широко открыть рот. После этого начинайте считать до двух, проговаривая цифры вслух. На каждый ваш счет ребенок должен переводить кончик языка из одного уголка губ в другой. При этом следите за тем, чтобы нижняя челюсть малыша во время выполнения упражнения оставалась неподвижной.

  • Зубная щетка

Для этого задания ребенку необходимо улыбнуться и слегка приоткрыть рот. Напряженным кончиком языка кроха должен имитировать движения зубной щетки по верхним зубам. Выполнять такое упражнение нужно около трех минут.

Теперь вы знаете как научить ребенка правильно выговаривать букву «Р». Уверены, что упражнения из нашей подборки помогут в развитии речи вашего малыша. Желаем приятных экспериментов и хороших результатов!

Речь ребенка формируется на протяжении дошкольного возраста. Следить за ней нужно с раннего возраста, чтобы к первому классу у ребенка полностью закрепилось правильное произношение букв. Но случается, что у детей школьного возраста наблюдается нечистая речь.

Причины, из-за которых ребенок может не выговаривать буквы

Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.

Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.

Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.

Учим ребенка выговаривать звуки

Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.

Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.

Упражнения для произношения звуков

Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.

  • «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
  • «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).

В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:

«В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку она сидит».

2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.

3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?

4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:

«Милый мишка,
Славный мишка,
Весь из плюша
Сшит наш мишка».

5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.

6. Чтобы освоить букву «Ч» , попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.

7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:

«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.

«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.

«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.

Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:

  • Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
  • На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
  • Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь.

Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы

Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста. И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.

Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».

Когда родители должны «бить тревогу» и обращаться к логопеду?

Если ребенок не может освоить произношение звуков в течение длительного времени, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Поскольку существуют случаи, когда неспособность выговаривать те или иные буквы объясняется физиологическими особенностями ребенка. Так, неправильный прикус может стать причиной картавости или шепелявости. В таких ситуациях врач может назначить специальные упражнения или хирургическую операцию, в зависимости от причин речевых трудностей. Также логопед как профессионал может найти другие причины плохого произношения и работать с ними на более серьезном, нежели родители, уровне.

Примерно с 15–18 месяцев жизни ребенок способен произносить фразы из двух и более слов, а к возрасту 18–20 месяцев в его словарный запас должно входить около 60–100 слов. В этот период у малыша интенсивно развивается артикуляция, и правильность произношения звуков во многом зависит от членов семьи: они должны разговаривать с ребенком и в его присутствии разборчиво, не коверкая слова. Но даже если это правило выполняется, в дальнейшем у ребенка все равно могут возникать сложности с произношением отдельных букв.

Занятия с ребенком для правильной постановки произношения можно проводить дома, не прибегая к услугам логопеда. Однако если у малыша наблюдаются проблемы с проговариванием многих звуков, пройти консультацию у специалиста все же придется, так как некоторые нарушения развития речи могут быть связаны с особенностями артикуляционного аппарата. В этом случае программа занятий для постановки правильного произношения должна быть разработана профессиональным логопедом.

Для самостоятельных занятий с ребенком в домашних условиях вам необходимо подобрать специальные артикуляционные упражнения. Артикуляционная гимнастика включает дыхательные упражнения, а также упражнения на развитие артикуляционного аппарата и отработку определенных положений языка, губ и мягкого неба.

Дыхательные упражнения. Такие занятия можно проводить с ребенком в виде интересных игр. Например, можно дуть на ватные шарики и вместе с малышом загонять их в импровизированные «ворота» (например, в коробку), или надувать воздушные шары.

Упражнения для развития подвижности губ. «Трубочка – Улыбка»: попросите ребенка вытянуть губы трубочкой, а потом растянуть их в улыбку. «Пятачок»: вытянутые в трубочку губы нужно двигать вправо и влево и вращать по кругу. «Рыбки»: хлопать губами друг о друга, произнося при этом глухой звук. «Уточка»: вытянуть губы и сжать их пальцами так, чтобы большие пальцы находились под нижней губой, и вытягивать губы вперед, стараясь изобразить клюв уточки.

Упражнения для губ и щек. «Хомячок»: надуть обе щеки, а затем надувать их по очереди. Сильно втянуть щеки. Затем снова надуть щеки и бить по ним кулачком таким образом, чтобы воздух выходил с шумом.

Статические упражнения для языка. «Птенчики»: расслабленный язык лежит в ротовой полости, рот широко открыт. «Чашечка»: рот широко открыт, боковые и передний края языка подняты и не касаются зубов. «Трубочка: рок открыт, боковые края языка подняты. «Лопаточка»: расслабленный язык лежит на нижней губе. «Стрела»: рот открыт, узкий язык выдвинут вперед.

Динамические упражнения для языка. «Конфетка»: рот закрыт, напряженный язык упирается то в одну, то в другую щеку. «Чистим зубки»: рот закрыт, язык круговыми движениями обводит пространство между губами и зубами. «Змейка: рот широко открыт, узкий язык с силой выдвигается вперед и резко убирается обратно. «Часики»: губы растянуты в улыбку, рот приоткрыт, кончик языка по очереди тянется к уголкам рта.

Проводить упражнения артикуляционной гимнастики следует каждый день по 2–4 раза. Упражнения для развития губ, щек и языка выполняются перед зеркалом. Для одного занятия достаточно 3–5 минут, в течение которых рекомендуется выполнять с ребенком не больше 2–3 упражнений. Каждое упражнение следует выполнять по 5–7 раз, а статические упражнения, при которых ребенку необходимо удерживать определенное артикуляционное положение, делают по 10–15 секунд.

Как научить ребенка говорить буквы Р, Л и Ш?

Звуки, которые никак не поддаются ребенку, следует прорабатывать по отдельности. Как правило, самые большие проблемы у ребенка могут возникать с такими буквами, как Р, Л и Ш. Научиться выговаривать букву Р ребенок должен в возрасте 4–6 лет, а задумываться о том, как научить ребенка говорить букву Л, следует когда ему будет 5–6 лет. Учить малыша правильному произношению шипящих звуков необходимо тогда, когда он уже достаточно хорошо произносит другие согласные звуки. Как научить ребенка выговаривать буквы, которые сложны для произношения? Помимо проговаривания слов с этими буквами необходимо делать специальные артикуляционные упражнения.

Как научить ребенка говорить букву Р? «Чистим зубки»: рот широко открыт, кончик языка «чистит» верхние зубы с внутренней стороны, при этом губы растянуты в улыбке так, что видны верхние и нижние зубы, а нижняя челюсть неподвижна. «Маляр»: рот приоткрыт в улыбке, кончик языка двигается по нёбу, делая движения вперед и назад, при этом губы и нижняя челюсть неподвижны. «Барабанщик»: рот приоткрыт в улыбке, кончик языка стучит по верхним альвеолам, произносится твердый звук «д», при этом темп произношения постепенно увеличивается.

Как научить ребенка говорить букву Л? «Варенье»: рот слегка приоткрыт, широкий передний край языка облизывает верхнюю губу движениями сверху вниз. «Пароход»: рот приоткрыт, ребенок произносит долгий звук «ы», при этом кончик языка должен находиться в глубине рта и быть опущенным вниз, а спинка языка поднята к нёбу. «Лошадка»: приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка сначала медленно, а потом быстрее (следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной). 4.8 из 5 (9 голоса)