Педиатрия как самостоятельная медицинская дисциплина возникла. История развития педиатрии. Этапы развития и становления отечественной педиатрии. Периоды возрастного развития

К сожалению, даже самые маленькие представители нашего общества не защищены от болезней. Можно сказать даже то, что они уязвимее к ним, нежели взрослые, а, следовательно, кто-то должен разбираться во всех патологиях наших детей.

Педиатрия - это отдельная область медицины, которая основывается на исследовании ребенка, анализирует клинические проявления, патогенез, причины и профилактика заболеваний детского периода. Это наука, представители которой наблюдают за развитием человека от самого рождения до подросткового периода.

История

Еще с древних времен мы видим на бумагах начало развития педиатрии. Основные сведения о больном, а также здоровом малыше появились в учениях Китая, Индии и Древнего Египта. Они содержали данные по уходу и вскармливанию детей, а также лечению определенных заболеваний. В дальнейшем, учение о ребенке получило свое развитие в трудах Абу Али ибн Си-ны и Галена. В «Каноне врачебной науки» имеется информация о медицине того времени. Авиценна написал о патологии и физиологии человека в детском возрасте. В 1650 году был опубликован труд Ф. Глиссона о профилактике, происхождения, а также лечения рахита. По этой причине из-за огромной смертностью и заболеваемости детского населения ученые начали стремительно изучать патологию в детском возрасте. Были изданы уже в то время различные научные работы.

Направление деятельности педиатрии

Основные задачи педиатрии являются - повышение здоровья у людей малого возраста и подростков, уменьшение смертности, а также болезней, контроль инфекционных заболеваний, повышение качества жизни детей, которые страдают хроническими заболеваниями. Область практических и научных интересов педиатрии обладают тесной взаимосвязью с биологическими (анатомия человека, возрастная физиология, генетика, гигиена, вирусология), а также с педагогическими исследованиями: детская и общая специальная психология, дефектология, логопедия.

Периоды возрастного развития

В каждом подобном периоде дети отличаются между собой по умственным способностям, включая физиологические или психологические. Выделяются определенные возрастные группы.

Пренатальным временем считается тот момент, когда плод еще находится в утробе матери и там созревает. Это важный период в жизни практически каждого малыша, независимо от того, что у неспециалистов считается тот факт, что детство человека начинается с самого рождения. На протяжении нескольких месяцев развития в организме малыш очень чувствителен к посторонним факторам - вирусная или иная интоксикации, недостаток кислорода, физические травмы, облучение. Любой из таких факторов может вызвать патологическое развитие органов. В дальнейшем в течение 7 месяцев развиваются органы и рост для той стадии, которая позволит в утробе матери выжить ребенку. В такие дни беременная женщина должна качественно питаться, чтобы в организме физиологические процессы обеспечивали высокую потребность плода и нормализовали его состояние.

Постнатальное развитие, специалисты разделяют:

  • Когда малышу всего один месяц отроду;
  • Грудной возраст (от 2-х месяцев до 1-го года);
  • Переходный период (начиная с 1-го года по достижению 2-х лет);
  • Младший возраст у детей - от двух до шести лет;
  • Старший возраст у детей - от шести до десяти лет. В случае мальчиков - от шести до двенадцати лет;
  • Подростковый возраст для мальчиков и девочек - от десяти до восемнадцати лет, для мальчиков от двенадцати до двадцати лет. Половые различия у девочек наступают двумя годами ранее. Основной особенностью такого возраста считается формирование характера, личности взрослого человека, быстрый рост всего тела и организма, а также половое созревание.

При достижении зрелости множество людей с легкостью адаптируются к параметрам окружающей атмосферы, а уровень здоровья малыша по отношению к таким изменениям зависит чрезмерно сильно. Трудно оценить важность определенных факторов, однако специалисты выделяют различные признаки у тех людей, кто обитает в неблагоприятной окружающей среде. Кроме того, у детей младшего возраста, состояние здоровья имеет сезонную зависимость. Не стоит пренебрегать сложившейся в семье обстановкой: она может быть нестабильная, неблагополучная. По этой причине у детей возникают психические расстройства.

Как протекают детские болезни

В отличие от взрослых людей, применение способов при лечении детских болезней существенно отличаются. Ребенок - это не только человек младшего возраста. Он обладает уникальной особенностью физиологического, иммунологического, анатомического и эмоционального плана. У детей младшего возраста могут быть разнообразные заболевания, которые редко встречаются у взрослых пациентов, а симптомы, течение и результат заболеваний напрямую зависит от того, насколько развит детский организм.

Организм малыша находится на непрерывном этапе развития и роста. И если эти процессы нарушаются, ребенок заболевает такими болезнями, которыми взрослые никогда не болеют. Например, только малыш и только в самые первые года своей жизни может заболеть рахитом. Организм ребенка существенно отличается от организма взрослого человека, однако у детей разных возрастных категорий тоже существуют значимые особенности. Потребности в пище, реакция на среду обитания, способность защищаться от различных вирусных заболеваний, где с возрастом иммунитет значимо укрепляется. Чтобы лекарство, назначенное педиатром, действовало эффективно, он должен знать не только количество дозировки определенных препаратов в зависимости от возрастных ограничений, но и учитывать переносимость организма на определенные виды лекарств.

Современная педиатрия

Сегодня педиатрия с научной и практической точки зрения весьма отличается от той науки, которая была еще в XX веке. Сильная диарея в древние времена - это одна из причин смертности у детей. Сегодня же если дети лишены грудного вскармливания, они обеспечены безопасным молоком, а также качественными смесями, которые имеют сбалансированный состав. Благодаря большому наличию витаминов, наша медицина практически полностью избавилась от рахита и цинги. Однако такие заболевания малышей, как болезни дыхательных органов и острые инфекции до сегодняшнего времени занимают лидирующие места, но уже обычно не приводят к летальному исходу. Это удалось добиться в результате создания вакцин против полиомиелита, краснухи и некоторых особых болезней.

Детские заболевания, встречающиеся в педиатрии

Среди специфических для детского возраста заболеваний особенно выделяют такие патологии:

Узнайте больше о детской ветрянке

Педиатрия, как и всякая наука, имеет свою историю. Педиатрия - слово греческого происхождения (paid - ребенок, iatrea - врачевание).

Педиатрия изучает человеческий организм от рождения, а в некоторых случаях и от последних месяцев внутриутробной жизни (недоношенные дети) до подросткового возраста включительно и является по существу медициной растущего организма.

Первые зачатки педиатрических знаний относятся к глубокой древности. В трудах Гиппократа, в его "Афоризмах", в трудах Сорана, Галена можно найти интересные указания по уходу за новорожденными, по детской диететике. В сочинениях арабских врачей имеются уже описания отдельных заболеваний, свойственных только детскому возрасту. Однако ни греческая, ни римская, ни арабская медицина, несмотря на достаточно высокий для своего времени уровень развития, не оставила систематизированного изложения сведений о ребенке, так как наблюдения над детьми проводились попутно, при изучении взрослого организма.

Медицинская помощь матери и ребенку у всех народов имела то существенное отличие от других видов медицинской помощи, например от хирургии и терапии, что она в течение тысячелетий оставалась в руках женщины - хранительницы и носительницы опыта, накапливавшегося и передававшегося из поколения в поколение.

Заболеваемость и смертность детей, особенно в раннем возрасте, были очень высокими. Здесь в дополнение к общим социальным факторам, вызывающим большую заболеваемость и смертность всего населения, присоединялись еще антисанитарные обычаи по уходу за новорожденными, полное отсутствие медицинской помощи, результаты действия невежественных повитух и знахарок.

Развитие педиатрии как медицинской науки можно разделить на три периода.

Первый период охватывает XVI, XVII и XVIII века. Никакой систематизации знаний в то время не было. Педиатрия как особая дисциплина еще не была выделена, однако в трудах выдающихся русских общественных деятелей того времени и ученых-медиков других специальностей имеются высказывания по вопросам охраны здоровья детей. Так, гениальный русский ученый М. В. Ломоносов в своем трактате "О размножении и сохранении российского народа", намечая основные мероприятия по охране здоровья, населения, указывал, в частности, на необходимость государственной заботы о роженице и родильнице, борьбы с детской смертностью. В этом трактате говорилось о мерах, направленных на сохранение жизни новорожденных, о необходимости создания приютов для внебрачных детей.

Большую роль в становлении педиатрии сыграл профессор-акушер Н. М. Максимович-Амбодик, который оставил ряд оригинальных работ по охране здоровья матери и ребенка. В его труде "Искусство повивания, или наука о бабичьем деле" содержатся указания о правильном уходе за ребенком, имеются описания болезней, свойственных детям раннего возраста.

Первый русский профессор-терапевт Московского университета С. Г. Зыбелин, являясь сторонником грудного вскармливания, в своих трудах изложил правила вскармливания ребенка грудью.

Выдающаяся роль в развитии русской педиатрии принадлежит профессору-акушеру С. Ф. Хотовнцкому, который впервые выделил педиатрию как самостоятельную отрасль медицины, ясно определил ее цели и задачи. Ему принадлежат замечательные слова: "...ребенок есть существо, которое растет и развивается только по присущим ему законам. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого". Он первым выделил из клиники акушерства детское отделение. С. Ф. Хотовицкому принадлежит первое русское оригинальное руководство по детским болезням - "Педиятрика" (1847), поэтому он справедливо считается первым русским педиатром.

Второй период - от начала XIX века до 1917 г. В это время педиатрия развивается уже как самостоятельная дисциплина. Колоссальная детская смертность того времени не снижалась при лечении больных детей теми средствами, которые применялись для взрослых. Это заставило отказаться от взглядов на ребенка "как на взрослого в миниатюре" и потребовало отдельного изучения детского организма.

Большую роль в этом сыграло открытие детских больниц в ряде крупных городов России. Так, в 1834 г. в Петербурге была открыта первая в России и третья в мире специальная детская больница на 50 коек, ныне Детская больница имени Н. Ф. Филатова. Вторая детская больница открылась в 1842 г. в Москве, в дальнейшем ей также было присвоено имя Н. Ф. Филатова. Несколько детских больниц начинает функционировать в других крупных городах России.

В 1865 г. при Медико-хирургической академии организована первая в России кафедра детских болезней. В 1886 г. в Московском университете создана кафедра с детской клиникой на 11 коек и небольшой амбулаторией при ней. Открытие этих кафедр оказало большое влияние на дальнейшее развитие педиатрии и подготовку врачей с соответствующими знаниями о детских болезнях.

В конце XIX - начале XX века отмечается подъем в развитии отечественной педиатрии, чему в значительной мере способствовала исключительно плодотворная деятельность двух крупнейших русских врачей - Н. Ф. Филатова в Москве и Н. П. Гундобина в Петербурге.

Н. Ф. Филатов по праву считается основоположником отечественной педиатрии. Он создал школу педиатров и внес ценный вклад в развитие науки. Талант Н. Ф. Филатова как выдающегося клинициста, ученого и педагога нашел выражение в описании различных заболеваний детей и в его научных трудах. Им впервые описана скарлатинозная краснуха, а также идиопатическое воспаление шейных лимфатических узлов, которое в настоящее время называется инфекционным мононуклеозом, или болезнью Филатова.

Труды Н. Ф. Филатова "Семиотика и диагностика детских болезней", "Лекции об инфекционных болезнях", "Лекции по желудочно-кишечным заболеваниям у детей", "Краткий учебник детских болезней", "Клинические лекции" и другие работы явились основой русской педиатрической литературы, поставив ее в один ряд с зарубежной, существовавшей к тому времени уже многие годы. Эти книги выдержали ряд изданий и оказали большое влияние на развитие педиатрии и на подготовку кадров врачей-педиатров.

Работы профессора Медико-хирургической академии Н. П. Гундобина и его многочисленных учеников значительно расширили знания педиатров о возрастных анатомо-физиологических особенностях детей. Н. П. Гундобин был первым педиатром, организовавшим исключительно широкое изучение анатомо-гистологических и физиологических особенностей детского организма. Данные исследований, проведенных его многочисленными учениками, Н. П. Гундобин обобщил в своем выдающемся труде "Особенности детского возраста", который до сих пор не потерял своего научного значения.

Н. П. Гундобин был одним из основателей и руководителей Союза борьбы с детской смертностью в России.

Несмотря на наличие талантливых врачей-энтузиастов и пытливых исследователей, педиатрия в царской России не могла широко развиваться. Детские больницы и учреждения возникали только по частной инициативе отдельных лиц, поддерживались частной благотворительностью при ничтожно малой помощи со стороны государства. К 1917 г. в России было всего около 30 детских больниц с общим числом коек 3300, причем для грудных детей коек было очень мало. Наибольшая часть этих больниц была сосредоточена в Москве и Петербурге. На всю Россию в 1913 г. было 550 мест в постоянных яслях, 9 женских и детских консультаций, 6824 родильные койки.

Третий период развития педиатрии начинается после Великой Октябрьской социалистической революции, когда для развития всех отраслей знаний, в частности медицины, открылись исключительно широкие возможности.

Декрет, принятый в декабре 1917 г. и подписанный В. И. Лениным, ярко и отчетливо определил задачи охраны материнства и детства. Впервые в истории человечества охрана материнства и детства в нашей стране стала государственным делом. Охрана материнства и детства представляет собой стройную систему государственных мероприятий, направленных на решение вопросов, связанных с охраной здоровья матери и ребенка, с детской заболеваемостью и смертностью, с организацией родовспоможения и охраной труда женщины.

После Великой Октябрьской социалистической революции был принят ряд декретов, резко изменивших положение трудящейся женщины.

В годы Великой Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР издал указ от 08. 06. 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства".

За годы Советской власти создана такая разветвленная и мощная сеть государственных учреждений, занимающихся вопросами охраны здоровья матери и ребенка, какой нет ни в одной капиталистической стране. В нашей стране действует более 10 тыс. детских поликлиник и более 10 тыс. женских консультаций, свыше 120 тыс. детских садов и яслей на 13 млн. мест, в детских санаториях развернуто 164 тыс. мест, работают 94 тыс. детских врачей. Кроме этого, создана огромная сеть других учреждений, помогающих воспитанию здорового подрастающего поколения. Пионерские лагеря, лесные школы, школы-интернаты, школы продленного дня и многое другое - это зримые плоды социалистического строя, это то, что уже прочно вошло в жизнь советского общества. Непрестанно увеличивающееся благосостояние народов Советского Союза, массовые оздоровительные мероприятия, достижения медицинской науки позволили резко снизить заболеваемость, ликвидировать ряд заболеваний. В СССР значительно снизилась детская смертность: более чем в 10 раз по сравнению с 1913 г. (данные 1977г.).

С каждым годом в нашей стране последовательно улучшается охрана здоровья женщин и детей. Верховным Советом СССР приняты "Основы законодательства Союза ССР и союз...

(В книге-источнике отсутствует часть страницы: 8 )

Нашему улучшению охраны здоровья населения, укреплении законности в этой области общественных отношений. В 1977 г вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения", в котором предусмотрено увеличение числа коек в детских санаториях, родильных домах, увеличение производства продуктов детского питания, улучшение медицинского обслуживания детей в дошкольных учреждениях и школах и др.

Достигнуты колоссальные успехи в научно-исследовательской области. Разработаны такие проблемы, как рациональное вскармливание детей раннего возраста, специфическая профилактика, физиологическая деятельность мозга в детском возрасте, возрастная реактивность детского организма и др.

Большой вклад в развитие советской педиатрии внесли профессор А. А. Кисель и его школа. А. А. Кисель придавал большое значение профилактике болезней, проведению широких оздорови­тельных мероприятий, организации санаторно-курортного лечения детей. Особенно велик вклад А. А. Киселя в изучение туберкулеза и ревматизма. Им разработано учение о хронической туберкулезной интоксикации в детском возрасте. А. А. Киселя справедливо считают основоположником учения о детском ревматизме, им описаны абсолютные признаки этого заболевания (тяжелое поражение сердца, ревматические узелки, анулярная сыпь, хорея и др.).

Многое сделал для организации охраны материнства и младенчества крупнейший педиатр нашей страны профессор Г. Н. Сперанский. Им и его школой всесторонне изучены проблемы физиологии и патологии раннего возраста, особенно большое внимание уделено нарушениям питания и расстройствам пищеварения. Борьба за здоровье ребенка являлась отправным пунктом научной деятельности Г. Н. Сперанского.

Профессор В. И. Молчанов развил основные идеи учения Н. Ф. Филатова. Он внес большой вклад в изучение клиники, патогенеза и лечения детских инфекционных болезней, особенно дифтерии. Им установлена патогенетическая связь между скарлатиной и ревматизмом. Огромной заслугой В. И. Молча­нова является изучение эндокринологических заболеваний у детей и особенностей детской патологии в военное время.

Профессор М. С. Маслов - выдающийся советский ученый-педиатр. На протяжении многих лет он занимался изучением патогенеза многих болезней детского возраста, особенностей обмена вещества здорового ребенка, биохимии крови ребенка в норме и патологии. Им разработано учение об аномалиях конституции у детей.

Профессор Ю. Ф. Домбровская явилась достойным продолжателем дела Н. Ф. Филатова и В. И. Молчанова. Научные исследования Ю. Ф. Домбровской и ее школы были сосредоточены на всестороннем изучении этиологии, патогенеза, клиники и лечения пневмоний в детском возрасте. Глубоко и с новых позиций разработана проблема витаминной недостаточности у детей и изучена патология военного времени. В клинике под руководством Ю. Ф. Домбровской была широко развернута научная работа по изучению респираторной патологии, коллагеновых заболеваний, болезней крови, аллергии.

Профессор А. Ф. Тур - крупный ученый-педиатр нашей страны. Большое внимание в своей научной деятельности он уделял вопросам гематологии, диететике здорового и больного ребенка, физиологии и патологии новорожденных, вопросам медицинского обслуживания детей.

Профессора А. А. Колтыпин, П. С. Медовиков, А. И. Доброхотова, М. Г. Данилевич, О. Д. Соколова-Пономарева, Д. Д. Ле­бедев, Н. И. Красногорский, разрабатывая различные проблемы педиатрии, внесли много нового и ценного в изучение здорового и больного ребенка.

На благородном поприще охраны здоровья детей в СССР достигнуты большие успехи, однако отечественные педиатры стремятся к еще большим достижениям; для этого в нашей стране имеются все возможности.

В 1981-1985 гг. в соответствии с Решениями XXVI съезда КПСС предусматривается осуществление обширной про­граммы мероприятий по охране здоровья населения, улучшению всех видов специализированной медицинской помощи, на­мечено строительство новых больниц, поликлиник, диспансеров, санаториев и домов отдыха. Предстоит усилить санитарно-гигиеническую службу, построить новые санитарно-эпидемиологические станции, обеспечить их современным оборудованием. Предусматривалось также увеличение выпуска продукции медицинской промышленности, обеспечение медицинских учреждений новейшими высокоэффективными препаратами и вакцинно-сывороточными препаратами. Дальнейшее развитие в 11-й пятилетке получат физическая культура и спорт.

Тема 1.История педиатрии

Лекционный материал

План

1. История педиатрии. Этапы развития, цели и задачи. Педиатрия как наука о детских болезнях.

2. Особенности организации сестринского процесса в педиатрии.

3. Профилактическая работа по поддержанию здоровья детей.

История развития педиатрии

Педиатрия как самостоятельная медицинская специальность возникла сравнительно недавно.

Педиатрия как наука о детских болезнях сформировалась в конце 18 начале 19 века.

Цели – изучить возрастные закономерности развития детского организма.

Задачи:

– изучить возрастные закономерности развития детского организма,

– изучить заболевания детского возраста,

– разработать методы и способы выявления, лечения, реабилитации,

– разработать систему профилактических мероприятий,

– разработать систему санитарно-просветительских мероприятий среди населения.

Отдельные высказывания и советы по вскармливанию детей, уходу за ними, лечению имеются в древних рукописях армянского государства Урарту, а так же Древнего Египта, Индии, Китая, Вавилона, Ассирии.

В книге «О природе ребенка» Гиппократа (ок. 460-377 до н. э.) содержатся сведения о закономерностях правильном и стабильном роста и нормальном развитии детей. В XV-XVI вв. появляются отдельные книги, посвященные детским болезням, в них были и указания о высокой смертности детей, но отсутствовали практические рекомендации по ее снижению. В XVII в. благодаря классическим работам английских ученых Глиссона, Си-денхема о рахите, оспе и кори, получившим всемирную известность, педиатрия привлекает внимание врачей. В XVIII в. издаются учебники по педиатрии.

На огромную детскую смертность в России обратил внимание М. В. Ломоносов. В письме «О размножении и сохранении российского народа» он предлагал ряд мер борьбы со смертностью. В 1721 г. был издан сенатский указ «О строении госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормилицам денежного жалования». Однако воспитательные дома были открыты только в 1763 г. в Москве и в 1771 г. в Петербурге благодаря деятельности И. И. Бецкого. Правда, инфекционные болезни, недостаточное питание приводили к тому, что большинство детей в воспитательных домах погибали.

Передовые ученые того времени С. Г. Зыбелин (1735-1802), Н. М. Максимович-Амбодик (1744-1812) понимали, что важное значение для здоровья ребенка имеет уход за ним и питание. Они были горячими сторонниками грудного вскармливания, распространяли среди врачей и населения правила гигиены матери и ребенка.

Долгий и продолжительный процесс обособления педиатрии как самостоятельной научной дисциплины совпадает с открытием первых детских больниц. Первая больница для детей 2-15 лет была открыта в Париже в 1802 г. Она стала центром подготовки специалистов по детским болезням в Европе. В 1834 г. открыта детская больница в Петербурге. В 1835 г. в программу обучения врачей в России введен специальный курс детских болезней. В медико-хирургической академии курс детских болезней с 1831 по 1847 г. читал С. Ф. Хотовицкий (1796-1885). В своих лекциях он излагал анатомо-физиологические особенности детей всех возрастов и их заболевания, включая острые инфекции; в 1842 г. открыл детские палаты в клинике акушерства. Хотовицкий написал первый русский учебник по детским болезням «Педиятрика» (1847), в котором приведены передовые для того времени данные о профилактике, лечении заболеваний детей, причинах детской смертности, описаны меры борьбы с ней и др. В 1844 г. в Петербурге была открыта первая в мире больница для детей раннего возраста.

В первой половине XIX в. вопросами детского здравоохранения в России занималось Вольно-экономическое общество. Оно изучало детскую заболеваемость и смертность, издавало популярные брошюры. К. Груш написал «Руководство по воспитанию, образованию и охранению здоровья детей» (1843-1848).

Дальнейшее развитие педиатрии связано с созданием в 1865 г. кафедры детских болезней, которую возглавил В. М. Флоринский (1834-1899), в Петербургской медико-хирургической академии. (В Европе первая кафедра педиатрии была создана в 1879 г. в Париже.) Н. И. Быстрое (1841-1906) организовал первое в России общество детских врачей в Петербурге (1885). Он подготовил много учеников, основавших другие кафедры педиатрии в стране, которые очень многое сделали в вопросе лечения детей и в снижении в деле высокой смертности детей.

Большой вклад в организацию педиатрической помощи в России внес К. А. Раухфус (1835-1915). По его планам были построены две детские больницы – одна в Петербурге, которая носит имя Раухфуса, другая в Москве – больница имени Русакова, а также первый санаторий для детей. Раухфус был не только организатором здравоохранения, но и крупным ученым. Ему принадлежат исследования о гнойных поражениях суставов у грудных детей, врожденных пороках сердца, выпотных плевритах и т. д. Им описан клинический симптом при плевритах – «треугольник Раухфуса», обоснована необходимость второго (санаторного) этапа лечения детей.

В Московском университете курс детских болезней в 1861г. начал читать Н. А. Тольский (1830-1891). В 1866 г. им была открыта детская клиника с амбулаторией, в 1873 г. – кафедра детских болезней. Тольский понимал задачи педиатрии и считал, что она должна быть не только наукой о лечении, но и о предупреждении детских болезней.

Основоположником отечественной клинической педиатрии является Н. Ф. Филатов (1847-1902). Он описал неизвестное до того времени острое инфекционное заболевание детского возраста – «скарлатинозную краснуху», идиопатическое воспаление шейных лимфатических желез (железистая лихорадка Филатова – инфекционный мононуклеоз), ранний признак кори – отрубевидное шелушение эпителия на слизистой оболочке губ и щек (симптом Филатова). Его работы «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об инфекционных заболеваниях детского возраста», «Клинические лекции», «Краткий учебник детских болезней» оказали большое влияние на развитие педиатрии. В 1887 г. Филатов создал кружок детских врачей в Москве, реорганизованный в 1892 г. в Московское общество детских врачей.

С 1898 по 1908 г. кафедру педиатрии в Военно-медицинской академии возглавлял Н. П. Гундобин (1860-1908). Им написаны книги «Особенности детского возраста», «Общая и частная терапия болезней детского возраста», «Воспитание и лечение ребенка до 7-летнего возраста», «Детская смертность в России и меры борьбы с нею» и др. Гундобин был одним из основателей и активных членов союза борьбы с детской смертностью в России. Изучением туберкулеза, ревматизма, малярии у детей, подготовкой педиатрических кадров занимался А.А. Кисель (1859-1938). В своей научной и практической деятельности решающее значение он придавал профилактике заболеваний, был активным поборником оздоровления бытовых условий детей, создания для них правильного режима, питания.

Кафедрой детских болезней в Петербургском женском медицинском институте заведовал Д. А. Соколов. В 1911 г. им был основан журнал «Педиатрия». По инициативе передовых русских ученых в Москве, Петербурге, Саратове и других городах возникали общества борьбы с детской смертностью, общества педиатров. В 1911 г. состоялся Первый Всероссийский съезд детских врачей, на котором рассматривались вопросы помощи новорожденным. В это время началась активная деятельность Г. Н. Сперанского (1873-1968). Он изучал физиологические особенности, диететику и патологию детей раннего возраста. Большое значение Сперанский придавал организации обслуживания детей периода новорожденности. Ему принадлежат работы по расстройствам питания и пищеварения, пневмонии, сепсису, дизентерии у детей раннего возраста. Сперанский был активным организатором детского здравоохранения.

В. И. Молчанов (1868-1959) изучал роль надпочечников в генезе токсической дифтерии, вегетативной нервной системы при скарлатине и других острых детских инфекциях, влияние социально-бытовых факторов на этиологию и патогенез заболеваний детского возраста и др. Эти работы имеют большое значение для практического здравоохранения. Им вместе с Ю. Ф. Домбровской и Д. Д. Лебедевым написан учебник «Пропедевтика детских болезней».

Большой вклад в педиатрию внес М. С. Маслов (1885-1961). Ему принадлежат работы по хроническим расстройствам питания и пищеварения, болезням почек, печени, диатезам и др. Он продолжал исследования Н. П. Гундобина о возрастных физиологических особенностях ребенка, изучал биохимические показатели у здоровых и больных детей. Масловым написан ряд книг: «Основы учения о ребенке и особенности его заболевания», «Детские болезни», «Клинические лекции по факультетской педиатрии», «Диагноз и прогноз детских заболеваний» и др.

Выделение педиатрии в самостоятельную медицинскую дисциплину в России произошло в XIX в. Прежде детей лечили лишь на дому и самые общие вопросы тактики выхаживания детей излагали акушеры или терапевты. В России наиболее известными являются публикации С. Г. Зыбелина «Слово о правильном воспитании с младенчества в рассуждении тела, служащем к размножению в обществе народа» (1775), «Слово о способе, как предупредить можно немаловажную между прочими медленного умножения народа причину, состоящего в неприличной пищи, даваемой младенцам в первые месяцы их жизни» (1786); А. И. Данилевского «Слово о необходимых средствах к подкреплению слабого младенческого возраста для размножения в отечестве нашем народа» (1814). В конце XVIII и начале XIX веков в России издано несколько переводных книг по педиатрии, наиболее ценными из них были; «Руководство к познанию и врачеванию младенческих болезней» Н. Розен фон Розенштейна (1764, перевод -- 1794 г.) и «Руководство к познанию и лечению детских болезней» А. Генке (1809, перевод-1827 г., под редакцией и с добавлениями Е. `О. Мухина). Стоит подчеркнуть, что уже в момент зарождения педиатрии в России была четко осознана необходимость медицинского образования населения, популяризации медицинских знаний. Примерами могут служить изданные Вольным экономическим обществом обстоятельные книги для родителей Кондратия Ивановича Грума: «Наставление по лечению важнейших детских болезней такими лекарствами и средствами, которые доступны и для не врачей» (1839), «Друг матерей» (1840), «Руководство по уходу, воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей» (три тома, 1841 -- 1846).

Система организации медицинской помощи детям. Исторически так сложилось, что первые ростки организации медицинской помощи детям связаны с призрением подкинутых детей и относятся к XVIII в. В 1706 г. новгородский митрополит Иов организовал «Дом для незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев», а в 1764 и 1771 гг, по инициативе крупного государственного деятеля того времени Ивана Ивановича Бецкого (1704 -- 1795) открыты крупные воспитательные дома для «несчастно рожденных» детей (подкинутых и сирот) в Москве и Петербурге. Воспитательные дома при открытии состояли из ряда помещений для детей, маленького лазарета и родильного госпиталя. Позднее в их структуре появились оспенные дома, больницы для детей и служащих (1799). В конце XVIII в., помимо Московского и Петербургского, было еще 25 воспитательных домов в разных городах России. Хотя воспитательные дома и характеризовались огромной заболеваемостью и смертностью (выживало не более 20 -- 25%, а с 1764 по 1797 г. лишь 11% поступивших детей), попытки совершенствовать их работу и снизить высокую смертность можно считать первыми усилиями осмыслить принципы организации помощи детям. Многие основоположники начал русской педиатрии получали свой первый врачебный педиатрической опыт в воспитательных домах (Н. М. Максимович-Амбодик, С. Ф. Хотовицкий, К. A. Раухфус и др.).

Первая в мире детская больница была открыта в Париже (1802). Первые детские койки (палата на 6 кроватей) в России были учреждены в Санкт-Петербурге в открытой 8 февраля 1806 г. 30-коечной терапевтической клинике первого ректора Медико-хирургической академии (МХА) Иоганна Питера (Ивана Петровича) Франка, но через 3 года по решению следующего руководителя МХА Я. В. Виллие (писал: «солдаты не беременеют и не родят») детские койки были ликвидированы. Первая детская больница в России была открыта в 1834 г. в Петербурге -- Николаевская больница позднее детская больница имени Н. Ф. Филатова. Вторая детская больница учреждена в Москве в 1842 г. на Малой Бронной улице (в настоящее время она находится на Садово-Кудринской и также носит имя Н. Ф. Филатова). В том же году 10-коечная детская клиника для детей до 3 лет была открыта в составе женской и акушерской клиники МХА. Третья детская больница в России была создана в Петербурге в 1844 г. (Елизаветинская больница для малолетник детей, в дальнейшем -- детская больница имени Л. Пастера). Все перечисленные больницы размещались в приспособленных помещениях и в дальнейшем неоднократно перемещались или закрывались.

Первой детской больницей в России, построенной по специальной программе, составленной К. А. Раухфусом, была больница принца П. Г. Ольденбургского, открытая в Петербурге 30 сентября 1869 г. К. А. Раухфус был с момента открытия до 1908 г. ае главным врачом и в настоящее время больница носит его имя (детская больница М 19 имени К. А. Раухфуса). По его же проекту построена детская больница св. Владимира в Москве, открытая 15 июля 1876 г. (ныне Владимирская детская больница). Во второй половине XIX века это были лучшие детские больницы Европы. К началу ХХ века в России было 25 детских больниц на 2646 коек. Из общего коечного фонда 77% было сосредоточено в Петербурге и Москве.В 1998 г. число детских коек в больницах составило 170 981 (59,4 на 10 000 детского населения).

Амбулаторно-поликлиническая помощь детям. Поликлиническую помощь детям до революции оказывали в амбулаториях при больницах и клиниках. В течение первого года работы Николаевской больницы через «залу оказания помощи приносимым детям» прошло 922 ребенка (в 1904 г.-- 46 650 посещений в год). С 1836 г. амбулаторный прием больных детей вели и в Военно-Медицинской Академии (тогда МХА). В 1902 г. в Петербурге начали открывать городские лечебницы для приходящих больных, где принимали (в том числе и больных детей) думские врачи. В 1901 г. Русское общество охранения народного здравия в Петербурге открыло первое в России учреждение «Капля молока», которое по существу представляло примитивную молочную кухню, где, кроме выдачи простых молочных смесей, давали врачебные советы матерям, проводили санитарно-просветительные беседы. В 1908 г. Г. Н. Сперанский организовал консультацию для матерей по уходу за грудными детьми при Абрикосовском родильном доме в Москве. После Октябрьской революции охрана материнства и детства была объявлена государственной задачей и развернута широкая сеть яслей, молочных кухонь, домов матери и ребенка, консультаций детей грудного и раннего возраста, детских профилактических амбулаторий и поликлиник. Если в 1918 г. в РСФСР насчитывалось всего 28 учреждений по охране материнства и детства, то к 1927 г. -- 2475 [Абросимова М. Ю. и соавт., 2000]. После Великой Отечественной войны (в 1949 г.) консультации для грудных детей и поликлиники объединены в детские поликлиники (не объединенные и объединенные со стационаром). В 1998 г. в России имелось 491 детская поликлиника.

Педиатрия как раздел медицинской науки, система педиатрического образования. Возникновение педиатрии в России как самостоятельной медицинской специальности тесно связано с историей старейшего высшего медицинского образовательного учреждения -- МХА (ныне Российская Военно-Медицинская Академия), основанной в Петербурге в декабре 1798 г. по указу императора Павла 1 и медицинского факультета Московского университета (ныне Медицинская академия имени И. М. Сеченова и Российский государственный медицинский университет).

Петербургская школа педиатров

Предтечей отечественной педиатрии (также как и основоположником отечественного акушерства) следует считать профессора Повивального института Максимовича-Амбодика Нестора Максимовича (1744 -- 1812), который в 1784 -- 1786 гг. опубликовал обширную книгу «Искусство повивания, или наука о бабичем деле…». Пятая часть этого труда, «…содержащая краткое объяснение всего того, что воспитывающим детей ведать и делать должно -- касательно их природных свойств, воспитания, попечения от самого рождения до отроческого возраста; описание болезней, младенцам приключающихся; примечания и наставления о врачевании оных и надежные средства, к облегчению и предохранению детей от немочей способствующие», объемом 140 страниц, содержала три раздела; 1) о новорожденных младенцах, их качествах, природных свойствах, содержании, попечении и воспитании; 2) о причинах, препятствующих выражению и воспитанию младенцев; 3) о болезнях младенческих вообще.

В мыслях Н. М. Максимовича-Амбодика, изложенных в этом труде, можно найти многие характерные черты отечественной медицины и педиатрии в частности. Это: Профилактическая направленность. Это видно уже из заглавия пятой части, но приведем и некоторые цитаты -- «Впускать воздух в детскую горницу полезно по меньшей мере дважды в день, чаще надо выносить детей на свежий воздух, особенно в хорошую погоду. Прогулки детей на свежем воздухе предохраняют детей от многих болезней». И далее: «Неумеренная теплота, духота ослабляют весь телесный состав. Надлежит заблаговременно приучать детей к холоду и ко всем воздушным переменам. Холодный воздух укрепляет тело», то есть речь идет, как бы мы сейчас сказали, о закаливании. Вероятно, труды Нестора Максимовича были одним из корней, на котором выросла мысль Н. И. Пирогова: «Будущее принадлежит медицине профилактической». Медицинское образование народа и этика. Н. М. Максимович-Амбодик пишет о важности знания женщиной особенностей питания, поведения, одежды во время беременности -- «беременная жена, как скоро почувствует, что она в своей утробе зачала, сугубо обязывается всячески соблюдать добропорядочную жизнь и благоповедение во всем ее состоянию приличное; ибо она должна пещися не токмо о предохранении собственного здравия, но еще иметь попечение и о соблюдении носимого ею утробногоплода».

Нестор Максимович категорически возражал против физического наказания детей и указывал, что «телесное наказание вселяет в детей подлость, робость, неоткровенность, ложь и прочие пороки. Побои, без сомнения, обращаются во вред здоровью». Он считал, что «Полезно приучать детей к сношению боли… Внедрять в них ласковость, жалость, человеколюбие, вкоренять в их нежное сердце все, что есть доброго и похвального, не допускать детей мучить и убивать неповинную тварь, птичек, бабочек, портить вещи, поступать худо с презрением с рабами».

Безопасное (нетравматичное) акушерство. Н. М. Максимович-Амбодик, являясь отцом русского акушерства, в то же время писал: «Поистине счастливы жены, кои с пособием природы рожают детей благополучно сами, не имея нужды в помощи чужой». Он страстно боролся против предрассудков, суеверий, невежеств в акушерстве, понимая, какой большой вред с далеко идущими последствиями может причинить неумелое акушерское пособие.

Естественное вскармливание. «Материнское молоко -- полезнейшее, надежнейшее, ничем не заменимое питание» -- писал Н. М. Максимович-Амбодик, считая, что прикорм в виде кашки из сухарей или крупы следует давать лишь после пяти месяцев и вводить всякую новую пищу осторожно, постепенно, избегая резких перемен. К сожалению, в середине прошлого века педиатры отошли от этих рекомендаций, но лишь в 80 -- 90-х годах к ним вернулись.

Рациональная фармакотерапия. Два века тому назад Н. М. Максимович-Амбодик пришел к заключению: «Чем проще, чем короче будут врачебные предписания, чем менее много сложны будут аптекарские составы и чем больше с природою согласно будет врачевание болезней, тем больше успехов от врачебной науки и вящей пользы ожидать можно… Ко врачеванию младенческих болезней едва требуются лекарства. По крайней мере, следует выбирать из них самые легчайшие, да и то только при необходимой нужде». К этим словам нечего добавить, и в них заложены основы клинической фармакологии.

Любовь к больному -- как необходимое условие врачебной профессии.

Гражданственность. А. Ф. Тур (1967) писал о Н. М. Максимовиче-Амбодике: «Нельзя не отметить, что этот оригинально мысливший русский ученый и практический врач, горячо любивший свою родину и свой народ, выдерживал нелегкую борьбу с иностранцами, стремившимися захватить русскую науку в свои руки и насаждавшими спекулятивные принципы во врачебной практике». Он практически создал русскую анатомическую, клиническую и ботаническую терминологию, одним из первых начал преподавать, читать лекции на русском языке и эпиграфом к вышеназванному основному труду своей жизни поставил следующую мысль: «Здравый рассудок повелевает больше пещися о размножении народа, прилежном соблюдении новорожденных детей, чем продажей и населением необработанной земли неизвестными чужеземными пришельцами». Разве в настоящее время эта мысль не актуальна в России?

Хотовицкий Степан Фомич (1796 -- 1885), профессор МХА, был избран заведующим кафедрой «акушерства и вообще учения о женских и детских болезнях» в 1836 г. С этого времени он начал впервые в высшей школе

России читать систематический курс детских болезней, не ограничиваясь болезнями новорожденных и детей первого года жизни (как это обычно делали профессора акушерства), а как полный курс педиатрии, излагая физиологию и патологию детей всех возрастных периодов детства, а также детские инфекции.

Лекционный курс, читаемый С. Ф. Хотовицким, был первым в мире курсом педиатрии, который входил в число обязательных для студента МХА дисциплин (за рубежом эти курсы читались как приватные лишь для врачей, желающих совершенствоваться в педиатрии).

Главной заслугой С. Ф. Хотовицкого следует считать то, что его научные труды знаменовали возникновение в России во второй четверти XIX века начало подлинно научной педиатрии. С. Ф. Хотовицкий ясно сформулировал право педиатрии на самостоятельное существование (как раздела медицины), а также -- цели и задачи педиатрии. Это дает основание считать его первым русским педиатром. Свои научные взгляды С. Ф. Хотовицкий систематизировал в первом оригинальном русском руководстве по педиатрии «Педиятрина» (СПб., 1847, 858 с.), где он сначала выделил следующие положения, лежащие в основе научной педиатрии:

Отличие детского организма от организма взрослого заключается не в меньшей величине его органов и меньшей силе отправлений, свойственных человеческому организму, но в особенностях самого состава его органов и их действий, как в здоровом состоянии, так и в период его болезни.

Органические и функциональные особенности ребенка не неизменны: напротив, в ходе развития детский организм ни на один момент не остается в одном и том же состоянии: количественные и качественные изменения в строении и отправлениях детского организма совершаются непрерывно («от утробы до могилы»).

Изменения в тех или иных органах происходят не в одно и то же время: каждая ткань, каждая часть тела имеет свои периоды развития.

Вместе с тем «по окончании каждого отдельного развития не только орган развившийся, но и целый организм, и жизненный процесс его вступают в новое состояние, вовсе отличное от прежнего». Эта целостность организма подчеркнута С. Ф. Хотовицким в его диссертации (1823): «я держу перед глазами все функции организма и не могу рассматривать их изолированно».

В основе изменений детского организма, течения и проявлений заболеваний лежат возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Поэтому изучение и знание органических и динамических (т. е. функциональных) свойств детского организма, его реакции, семиотики и учет всех этих отличий необходимы при профилактике, распознавании и лечении детских заболеваний. При этом должна быть принята во внимание индивидуальность («самоособость») заболевшего ребенка, большая значимость для детского организма внешних влияний и легкость возникновения общих реакций, нередко маскирующих основное заболевание.

Предварительное изучение и знание особенностей детского организма и его реакций, детской семиотики, методики обследования и учет всех этих особенностей необходимы при распознавании и лечении детских заболеваний.

В 1836 г. при кафедре терапии Медико-хирургической академии был открыт амбулаторный прием детей. С. Ф. Хотовицкий постоянно стремился к созданию акушерской и детской клиник и довел этот вопрос до реального осуществления в 1842 г., когда детская клиника (10 коек для детей до 3 лет) в составе женской и акушерской клиники (на 34 койки) была повторно открыта в МХА. Таким образом, уже на первых этапах становления педиатрии как самостоятельной учебной дисциплины появились отечественные традиции в методике преподавания -- единение теоретического и практического обучения студентов у постели больного. С. Ф. Хотовицкий впервые вкратце описал и обобщенный образ детского врача (смотри эпиграф к разделу «Деонтология педиатра»).

До выхода в отставку в 1847 г. курс детских болезней читал С. Ф. Хотовицкий, а после него эпизодически преподавали в течение 1 -- 2 лет Александр Моисеевич Хоменко, Евгений Венцеславович Пеликан (впоследствии видный судебный медик), Иван Михайлович Балинский (впоследствии известный психиатр и невролог), Антон Яковлевич Крассовский (крупный акушер-гинеколог). К сожалению, все эти ученые вели лишь лекционный курс.

С февраля 1861 г. детское отделение расширили до 20 коек (2 палаты) и заведование клиникой, чтение лекционного курса, руководство практическими занятиями студентов было поручено Радецкому Ивану Ивановичу (1835 -- 1904), который в том же году после успешной защиты диссертации («Патология катарального воспаления легких у новорожденных и грудных детей») был избран приват-доцентом, то есть в 1861 г. была создана первая в России клиническая доцентура по курсу детских болезней.

С весны 1862 г. преподавание педиатрии в МХА было передано приват-доценту Зеленскому Михаилу Самуиловичу (1829 -- 1890), который начинал свой курс с изложения гигиены детского возраста, диететики, ухода за новорожденными, подробного ознакомления с естественным и искусственным вскармливанием ребенка, особенностями женского молока и его количественными и качественными изменениями в зависимости от различных физиологических и патологических состояний. Раздел «Болезни нервной системы» разработан в программе М. С. Зеленского с исчерпывающей на то время полнотой, и его по праву считают первым в России педиатром-неврологом.

Флоринский Василий Маркович (1834 -- 1899), профессор МХА (акушер-гинеколог), с сентября 1865 г. приступил к чтению систематического курса педиатрии, объединив теоретический курс педиатрии с заведованием клиникой детских болезней в одних руках. В связи с тем, что в 1865 г. в МХА было организовано систематическое клиническое преподавание педиатрии, этот год в отечественной литературе считают годом основания первой в России кафедры детских болезней.

Быстров Николай Иванович (1841 -- 1906), первый в России профессор-педиатр, докторскую диссертацию на тему «Действие бромистого аммония на животный организм и терапевтическое употребление его в детской практике» защитил 11 января 1869 г. Осенью 1870 г. Н. И. Быстров после возвращения из заграничной командировки по поручению Конференции Академии приступил к чтению курса педиатрии и заведованию клиникой детских болезней. В 1874 г. кафедра детских болезней МХА получила постоянную базу (где и размещается по настоящее время) и официальный статус. Заслугой Н. И. Быстрова является и то, что он впервые в России вводит в свое изложение вопросы детского здравоохранения и организации детских лечебных учреждений. Соответствующий пункт программы гласил: «Смертность детей первого возраста в России и других странах. Критический разбор условий, увеличивающих и уменьшающих смертность детей, устройство воспитательных домов, детских больниц, приютов, школ».

В ноябре 1879 г. по инициативе Н. И. Быстрова Конференция МХА, «имея в виду важное значение обязательного изучения детских болезней», постановила ввести в экзамен лекаря и испытание по детским болезням.

В 1885 г. по инициативе и под руководством Н. И. Быстрова в Петербурге было организовано первое в России (и второе в мире) Общество детских врачей.

Раухфус Карл Андреевич (1835 -- 1915) выдающийся отечественный педиатр, ибо он был:

  • 1) первым в России детским патологоанатомом (за 10 лет работы в Воспитательном доме вскрыл трупы более 1000 детей);
  • 2) первым в России отоларингологом (создал гортанное зеркало и еще 17 усовершенствований для диагностики и лечения ЛОР-патологии, описал отек гортани, связок и подсвязочного пространства как следствие инфекционного ларингита, и др.);
  • 3) выдающимся реформатором и знатоком строительства детских больниц, и созданная по его проекту больница принца Ольденбургского, открытая в 1869 г. и бывшая на то время лучшей детской больницей в Европе (что закреплено золотой медалью, полученной в 1878 г.

На выставке в Париже), носит в настоящее время его имя (главн м врачом этой больницы он был в течение 38 лет и впервые в России выделил в ней карантинное отделение, дезкамеру, клиническую и биохимическую лаборатории и др.);

  • 4)первым в России детским кардиологом, так как уже его докторская диссертация была посвящена врожденным порокам сердца у детей, а в дальнейшем его больница была местом оказания наиболее квалифицированной помощи детям с врожденными пороками сердца;
  • 5)наблюдательным и вдумчивым клиницистом, описавшим, в частности, укорочение перкуторного тона на стороне здорового легкого при выпотном плеврите (треугольник Раухфуса);
  • 6) одним из творцов отечественной системы образования и воспитания педиатрических кадров (врачей первый ввел институт врачей-ассистентов, фельдшериц, нянь), воспитавшим целую плеяду крупных русских педиатров, в том числе и профессоров (В. Е. Чернов, А. А. Кисель, П. М. Аргутинский, А.А. Русов, И. И. Лебединский, Н. И. Лунин и др.).

Гундобин Николай Петрович (1860 -- 1907) -- ученик Н. А. Тольского и Н. И. Быстрова, профессор и заведующий кафедрой детских болезней ВМА. Н. П. Гундобина по праву считают основоположников русской научной педиатрии, ибо за 11 лет руководства Н. П. Гундобиным кафедрой детских болезней на ней выполнено 112 докторских диссертаций, обобщенных им в капитальном труде «Особенности детского возраста», опубликованном в Санкт-Петербурге в 1906 г., книге, которая сразу же вошла в золотой фонд русской и мировой педиатрии и являлась настольным руководством для педиатров на протяжении десятилетий. Сознавая важную роль аппаратных и лабораторных методов диагностики, Н. П. Гундобин все же говорил в своих лекциях: «Только клиническое наблюдение у постели больного научит Вас ставить диагноз и предсказание, назначить больному правильную терапию и оценить по достоинству как главные признаки болезни, так и особенности данного случая. Химия, микроскоп, бактериология определяют болезнь, но не дают никаких указаний на ту почву, на которой развивается данное заболевание… Одно лечить болезнь, и совершенно иное лечить самого больного. А в последнем обстоятельстве и заключается вся обязанность врача и клинициста». Н. П. Гундобин активно участвовал в создании Союза борьбы с детской смертностью (1904 г.), был председателем отделения гигиены воспитания и образования, а также школьной гигиены русского Общества охраны народного здравия (1900 г.). Николай Петрович писал: «Молодое поколение -- это надежда и будущность нации. Правильное развитие и воспитание детей -- залог роста и развития всей страны». Н. П. Гундобин -- автор неоднократно переиздававшегося фундаментального труда «Общая и частная терапия болезней детского возраста» (СПб., 1896, 1900, 1906) и пользовавшейся широкой популярностью у матерей научно-популярной книги «Воспитание и лечение ребенка до семилетнего возраста» (1907, 1909, 1913).

В день 200-летия ВМедА (1998 г.) ее начальник, в дальнейшем министр здравоохранения РФ, академик РАМН Ю. Л. Шевченко напомнил слова Николая Петровича: «Врачи одинаково нужны в городах и селах, в народе и в войсках. Они должны служить, и служат не только целителями, но и проповедниками полезных и практических сведений из гигиены и медицины… Необходимые силы для того, чтобы целыми годами, изо дня в день видеть перед собой болезни и страдания во всех слоях общества, можно почерпнуть только из искренней преданности и любви к человечеству. Без любви к человечеству нет врача».

Шкарин Александр Николаевич.(1876 -- 1921), профессор, в 1909 -- 1921 гг.-- начальник кафедры детских болезней ВМедА, внес весомый вклад в изучение особенностей различного вида обмена веществ, диететики больного и здорового ребенка, аномалии конституции. В начале прошлого века ежегодно он читал курсантам 8 лекций по диететике и издал их в виде книги: «О кормлении здорового и больного ребенка» (СПб., 1909, 1912). Кроме того, А. Н. Шкарин в 1910 -- 1913 гг. впервые в истории педиатрических русских клиник организовал молочную кухню, отделение и амбулаторные приемы для грудных детей.

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Пропедевтики Педиатрии №2

Педиатрия как наука, её место, этапы развития

Выполнил:

Студент 3 курса,

1 медицинского факультета,

Качан Б.Б.

Преподаватель: доцент Шмулич В.К.

Харьков – 2007

План:


  1. Педиатрия как наука

  2. Место педиатрии в мировой науке и этапы её развития
3. Выводы

4. Список литературы

1. Педиатрия как наука
Педиатрия (от греч. раis, род п paidos - дитя, iatreia - врачевание) изучает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их распознавания, лечения и предупреждения. Поэтому ее можно определить как медицину периода рост, формирования и развития человече­ского организма, который является наиболее ответственным в жизни челове­ка. Это так называемая прогрессивная стадия в жизненном цикле человека. Вот почему необычайно велики гуманизм этой специальности и ответствен­ность человека, избравшего своей профессией педиатрию

Педиатр находится в постоянном общении с ребенком и его родителями, а также с бабушками и дедушками Детский врач должен быть хорошим пси­хологом и педагогом. Это позволит ему завоевать авторитет у родителей и родственников, чтобы их совместные усилия направить на правильное раз­витие, а в случае заболевания - на быстрое выздоровление ребенка Истоки многих заболеваний взрослого человека начинаются в детском возрасте. По­этому, какими будут детство и условия роста и воспитания ребенка, таким и будет состояние здоровья взрослого человека.

Преподавание педиатрии на педиатрических факультетах медицинских ин­ститутов начинается с III курса, на котором изучается пропедевтика детских болезней. Это фактически первая кафедра, дающая студенту профессиональ­ную подготовку. Поскольку педиатрия изучает период роста и развития ре­бенка, то становится понятным, что на каждом возрастном этапе своей жизни ребенку свойственны особые морфологические, физиологические и психологи­ческие качества. Поэтому знание клинической анатомии и физиологии детей различного возраста является основой для понимания своеобразия методов исследования и оценки получаемых результатов. Кроме того, учет основных анатомо-физиологических особенностей позволяет определить конкретную ор­ганизацию среды и режима жизни, а также питания детей различных воз­растных периодов

На кафедре пропедевтики детских болезней также изучается семиотика основных поражений различных систем и организма в целом. Поскольку си­стематическое изложение нозоло1 ических форм детских болезней является предметом уже основного курса педиатрии, то при изучении пропедевтики во­просы диагностики рассматриваются в двух более общих аспектах. Во-первых, это симптомодиагностика, основанная на знании возрастной нормы и метода исследования и преследующая цель констатации наличия симптома патологии; во-вторых, это синдромодиагностика, т. е констатация патофи­зиологической связи между несколькими симптомами болезни и отражение в этой связи функциональной недостаточности (декомпенсации) данной фи­зиологической системы.

В задачу курса входит также овладение студентом техникой ухода за ре­бенком и медицинскими манипуляциями и процедурами в объеме умений ме­дицинской сестры.

На более старших курсах преподавание педиатрии будет проводиться не только на кафедрах педиатрии, но также и на специальных кафедрах (детских инфекций, детской хирургии, детской неврологии, детской отоларингологии, детской офтальмологии и др.)

Эффективность самообразования и последующий рост квалификации в значительной степени определяются тем, насколько прочно удалось овла­деть основными медико-биологическими дисциплинами на вузовском этапе обучения. Именно они и составляют фундамент для последующего клиниче­ского обучения и совершенствования. Возможности для самообразования вра­ча-педиатра велики и разнообразны. Это прежде всего постоянная работа над научной литературой и в первую очередь чтение научных педиатрических жур­налов, руководств и монографий. Очень большую роль в совершенствовании знаний педиатров играет их участие в работе местных филиалов Всесоюзного научного общества детских врачей, созданных во всех республиках, областях и крупных городах страны. Быть членом этого общества - дело профессио­нальной чести каждого советского врача-педиатра.

Педиатрия не только область медицинской науки, но и название основной врачебной специальности в государственной системе охраны здоровья детей. Врачи-педиатры воплощают в жизнь основные достижения медицинской на­уки и проводят практические мероприятия по обеспечению и контролю гар­моническою развития детей, по распознаванию, лечению и предупреждению их заболеваний. Рабочими местами педиатров являются детские учреждения (ясли, ясли-сады, сады, школы, дома ребенка, пионерские лагеря), детские по­ликлиники, детские больницы (общего профиля и специализированные), бри­гады педиатрической скорой помощи, детские палаты родильных домов, раз­личные консультативные кабинеты и диспансеры, детские санатории.

2. Место педиатрии в мировой науке и этапы её развития
Начало учения о ребенке принято относить к IV веку до нашей эры, к времени написания книги «О природе ребенка» отцом медицины Гиппокра­том. Следом за Гиппократом о детях, об уходе за ними и воспитании, пишут Цельс, Гален и Соран (I и II века). В последующие 15 столетий повторялось то, что было изложено у Галена и Сорана. Лечение детей в эти годы осущест­влялось по тем же принципам, как и взрослых, или не проводилось вообще. Только в XV-XVIII веках снова пробуждается интерес к лечению детей и его особенностям. Это связано с очень высокой детской смертностью, появле­нием благотворительных организаций и созданием в некоторых странах Европы воспитательных домов или приютов для подкидышей и беспризорных детей. Появляется большое количество трудов, посвященных воспитанию и выхаживанию детей. В 1650 г. выходит научный труд английского врача Глиссона о рахите, за этой работой следует серия публикаций Сиденгама, Ха-бержена, Дженнера, посвященных изучению инфекционных болезней у детей. Примерно через 100 лет после работы Глиссона публикуется первое руковод­ство по педиатрии в 28 главах. Оно было написано в 1764 г. шведским врачом Нилем Розен фон Розенштейном. Через 30 лет его руководство было издано в России на русском языке.

После открытия первых детских больниц происходит интенсивный рост числа научных исследований в области педиатрии и формирование школ пе­диатров Первой детской больницей в мире была Парижская больница для де­тей, открывшаяся в 1802 г. Несколько позже возникает немецкая школа пе­диатрии. Ее центрами становятся Вена и Берлин. Основным направлением своих исследований немецкие педиатры избрали биохимические и микробио­логические аспекты детских болезней, а также вопросы питания Во второй половине XIX века также начинают функционировать научные и клинические центры педиатрии в Англии, Швейцарии, Италии, Скандинавских странах и США.

В России последовательность событий была очень близка той, что проис­ходила в Европе. Петр I в 1727 г. издает указ «О строении в Москве госпита­лей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их корми­лицам денежного жалованья». М. В. Ломоносов в своем письме «О раз­множении и сохранении Российского народа» указывает на необходимость создания народных богаделен для незаконнорожденных и издания наставле­ний по излечению детских болезней. Однако открыты были воспитательные дома только в 1763 г. в Москве и в 1771 г. в Петербурге благодаря настойчи­вости и энергии И. И. Бецкого, который сам составлял проекты этих домов и писал наставления об уходе за детьми и их воспитании.

Начало становления педиатрии как самостоятельной научной дисциплины происходит в рамках других, близкородственных медицинских специально­стей. Это - терапия и прежде всего акушерство. Из терапевтов первыми ста­ли читать вопросы детских болезней профессора Московского университета С. Г. Зыбелин и Г И Сокольский Из акушеров самый большой вклад в раз­витие педиатрии и формирование ее как самостоятельной дисциплины внесли Н. М Максимович-Амбодик, С. Ф. Хотовицкий и Н. А. Тольский. В лекциях и книге Максимовича-Амбодика «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» были изложены ценные мысли об особенностях детей и методах их выхаживания.

Профессор-акушер медико-хирургической академии в Петербург (ныне военно-медицинская академия) Степан Фомич Хотовицкий был одновременно и первым русским ученым-педиатром. В течение 1831 -1847 1Г. он читал само­стоятельный курс детских болезней, в 1842 г открыл детские палаты в клини­ке акушерства, женских и детских болезней, а в 1847 г выпустил первый рус­ский учебник педиатрии - «Педиятрика».

Первая детская больница в России была открыта в Петербурге в 1834 г. В настоящее время она носит имя Н Ф. Филатова К моменту открытия эта больница была второй детской больницей в Европе Через 8 лет начинает ра­ботать детская больница в Москве (теперь также больница им. Н. Ф Фила­това), а еще через 2 года, в 1844 г, в Петербурге открывается первая в мире больница специально для детей раннего возраста (ныне больница им. Л. Пастера).

Датой рождения первой русской кафедры педиатрии можно считать 1865 г., когда отдельный курс детских болезней было поручено читать профес­сору В М Флоринскому в Медико-хирургической академии. С 1870 г. на этой кафедре работал Николай Иванович Быстрое (1841 - 1906). Н. И. Быстрое в 1885 г. организовал и был первым председателем Общества детских врачей Петербурга. Он подготовил много учеников, ставших впоследствии профессо­рами и основавшими другие кафедры педиатрии в стране.

В Москве чтение курса лекций по педиатрии начал в 1861 г. доцент ка­федры акушерства, а позднее профессор Николай Алексеевич Тольский (1830-1891). Спустя 5 лет он открыл небольшую детскую клинику (11 коек) в составе факультетской терапевтической клиники университета Таким обра­зом, и в Москве одновременно с Петербургом возникает кафедра педиатрии.

В те же годы в Петербурге развивается деятельность виднейшего врача и общественного деятеля Карла Андреевича Раухфуса (1835-1915) По его проектам были построены больницы в Петербурге (теперь больница носит его имя) и в Москве (теперь больница им. И. В. Русакова). Это были первые больницы в стране, спроектированные согласно требованиям госпитализации детей с разнопрофильной патологией. Первой из этих больниц К. А. Раухфус руководил до конца своей жизни. Он воспитал большое количество врачей-пе­диатров, преданных своему делу. Его труды, посвященные порокам сердца у детей и организации педиатрической помощи, были включены в фундамен­тальное трехтомное руководство по педиатрии, созданное коллективом евро­пейских авторов под редакцией Гергардта (1877).

Значительный вклад в развитие отечественной педиатрической науки внес преемник Н. И. Быстрова по кафедре педиатрии Медико-хирургической акаде­мии, ученик Н. А. Тольского профессор Николай Петрович Гундобин (1860- 1908). Он и его ученики за короткое время накопили большой научный материал по анатомо-физиологическим особенностям детей, и на этой основе Н. П. Гундобин выпустил фундаментальный труд, не потерявший своей цен­ности и до настоящего времени, - «Особенности детского возраста». Кроме этой книги, он написал популярное руководство «Общая и часгная терапия болезней детского возраста», выдержавшее несколько изданий.

Самый яркий след в истории нашей педиатрической науки оставила дея­тельность талантливейшего врача и педагога, преемника Н. А. Тольского по кафедре педиатрии Московского университета Нила Федоровича Филатова



^ С Ф Хотовицкии И И Быстрое


(1847-1902) Его эрудиция, врачебная логика и наблюдательность снискали глубокое уважение и собрали вокруг него десятки талантливых учеников. Он первым описал клинику скарлатинозной краснухи и железистую лихорадку (инфекционный мононуклеоз), а также ранний признак кори - отрубевидное шелушение слизистой оболочки губ и полосги рта. Он один из первых понял значение ателектаза в возникновении пневмонии и описал поражения сердца при скарлатине у детей. Самой яркой памятью о деятельности этого выдаю­щегося клинициста остались его книги, читаемые и популярные до сих пор. Это «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции по острым дет­ским инфекциям». «Клинические лекции», «Краткий учебник детских болез­ней». Все они были переведены на многие европейские языки и принесли до-



^ Н. А. Тотскии К. Л. Раухфус

До Великой Октябрьской социалистической революции в России отсут­ствовала какая-либо государственная забота о детях Первые более или менее точные данные о выживании детей на 1845 I свидетельствуют о том, что из 1000 родившихся детей до 15 лет доживали только 367, а по отдельным ре­гионам страны - еще меньше. Причинами детской смертности, по заключе­нию Боткинской комиссии 1886 г., явились «кишечные инфекции, недоброка­чественное, несообразное, несвоевременное кормление и полное отсутствие ухода за детьми»

Детская смертность (число умерших на 1000 родившихся детей в течение первого года) в 1913 г. достигала ужасающих размеров - 273 Известный дея­тель земской медицины П И. Куркин писал" «Едва ли можно оспаривать, что в стране, где мала ценность жизни вообще, не может высоко цениться. . и жизнь ребенка» На всю Россию имелось 23 детские консультации и те пре­имущественно находились в крупных городах (Москва, Петербург, Киев и др), а общий коечный фонд для детей за 80 лет существования детских больниц в России достиг к тому времени только 750 коек. Чрезвычайно высо­ка была смертность женщин в родах и матерей. Это ярко иллюстрирует пол­ную непричастность при царизме государства к охране здоровья детей и наро­да в целом

В проекте Программы Российской социал-демократической рабочей пар­тии, разработанной В. И. Лениным в 1894 г и принятой в 1903 г на II съезде РСДРП, были намечены основные положения охраны материнства и детства. Практическое же осуществление этих мероприятий началось после Великой Октябрьской социалистической революции В ноябре 1917 г. создается На­родный комиссариат государственного призрения, в составе которого образо­вана специальная коллегия, в обязанности которой входит разработка неот­ложных мероприятий по охране материнства и детства 31 января (13 февраля) 1918 г выходит соответствующее постановление, в разработке кото­рого принимали участие Н К Крупская и А М Коллонтай, а консультиро­вал и редактировал ею В. И Ленин. Оно гласило - «Все обслуживающие ре­бенка большие и малые учреждения Комиссариата государственного призре­ния, от воспитательных домов в столицах до скромных деревенских яслей, - все они со дня опубликования данного декрета сливаются в одну го­сударственную организацию и передаются в ведение отдела по охране мате­ринства и младенчества, чтобы, составляя неразрывную связь с учреждения­ми, обслуживающими беременность и материнство, принимать от них брую славу русской клинической мысли. В СССР учреждена премия за лучшие труды по педиатрии им Н. Ф. Филатова. В Москве установлен памят­ник Н. Ф. Филатову с надписью «Другу детей».

Детские клиники и педиатрические кафедры создавались постепенно во многих городах и краях России. В Казани кафедру педиатрии возглавил про­фессор Н. А. Толмачев, в Киеве - профессор В. Е. Чернов, в Харькове - про­фессор И. В Троицкий, в Одессе - профессор В. Ф. Якубович, в Юрьеве (ныне Тарту) - профессор В. П. Жуковский, в Саратове - профессор И. Н. Быстренин.

Важной особенностью педиатрии последнего предреволюционного деся­тилетия было нарастание интереса к самому младшему возрасту. В 1908 г. в Москве по инициативе Г. Н. Сперанского была открыта первая консульта­ция для детей грудного возраста, а в 1910 г.- первая лечебница для грудных детей, в 1913 г.- отделение для детей грудного возраста в Морозовской дет­ской больнице (теперь Детская клиническая больница № 1). С этого времени удельный вес детей раннего возраста во всех детских клиниках и больницах России существенно возрастает.

Таким образом, дореволюционный период развития педиатрии знамена­телен прежде всего теми именами выдающихся отечественных ученых и вра­чей, которые своим талантом обеспечили накопление знаний о возрастной фи­зиологии и заболеваниях детского возраста и завоевали русской науке мировое признание и приоритет по многим разделам педиатрии. В этот пе­риод возникли основные научные школы и вместе с тем определилось един­ство русской педиатрии, сформировалась ее социально-гуманистическая нрав­ственная платформа, нацеленность на решение широкого круга проблем охраны здоровья матери и ребенка. Своеобразным итогом развития педиа­трии в стране был состоявшийся в 1911 г. Первый Всероссийский съезд дет­ских врачей, на котором рассматривались вопросы помощи новорожденным. Усилиями ведущих педиатров и общественных деятелей создавались раз­личные общества и движения благотворительного характера, целью которых было оказание помощи находящемуся в бедственном положении детскому на­селению страны. Так, в 1904 г. были созданы Петербургский союз борьбы с детской смертностью, в 1909 г. - Общество борьбы с детской смертностью в Москве, в 1913 г. - Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества.

С первых дней Советского государства была развернута целенаправлен­ная, огромного масштаба деятельность по созданию первой в мире государ­ственной системы помощи матерям и детям. Это происходило в обстановке гражданской войны и жесточайшей разрухи, когда правительству надо было решать тысячи, казалось бы, более важных проблем, от которых зависела са­ма судьба социалистической республики. На 6-й день установления Советской власти подписывается закон о социальном страховании, согласно которому женщинам гарантируется оплаченный отпуск по беременности и родам, а ма­терям предоставляется право отлучаться каждые три часа с работы для корм­ления детей грудью. В Программе партии, принятой VIII съездом РКП(б), были определены задачи по развитию охраны материнства и детства. Был провозглашен основной принцип развития советского здравоохранения - его профилактическая направленность В феврале 1919 г создается Совет защиты детей под руководством А. В. Луначарского, образуются специальные детские фонды, организуется бесплатное питание детей в школах и детских учрежде­ниях Стремительно развивается сеть детских учреждений, расширяется сеть детских больниц.

VIII Чрезвычайный съезд Советов 5 декабря 1936 г. принял Конституцию СССР, в которой содержался ряд статей, относящихся непосредственно к здравоохранению, в частности к охране интересов матери и ребенка. В годы Великой Отечественной войны вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Ма­теринская слава» и медали «Медаль материнства» В 1960 г. ЦК КПСС и Со­вет Министров СССР приняли постановление «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР». В принятой на XXII съезде КПСС Программе партии получила даль­нейшее развитие забота о здоровье всего населения

Большим событием явилось принятие сессией Верховного Совета СССР 19 декабря 1969 г. закона Союза Советских Социалистических Республик «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» В течение 1970-1971 гг законодательство союзных рес­публик было приведено в соответствие с этим законом Это был очередной этап совершенствования законодательства. В законе V раздел его посвящен охране материнства и детства.

В принятой в 1977 г новой Конституции дело охраны здоровья народа получило дальнейшее развитие, в том числе правовая, материальная и мо­ральная поддержка материнства и детства, включая предоставление оплачи­ваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям

Проявлением заботы Партии и Правительства явилось постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» от 15.10.77 г. Учрежде­но почетное звание «Народный врач СССР». Новым проявлением заботы о здоровье детей и подростков служит постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» (1981) Введен частично оплачиваемый дополнительный от­пуск матерям с сохранением места работы до достижения ребенком возраста

1 Постановление Народною комиссариата государственного призрения РСФСР об охране младенчества в стране - В сб Становление и развитие здравоохранения в первые годы Совет­ской власти - М Медицина, 1966.
3. Выводы
В настоящее время в нашей стране имееюя много научно-исследователь­ских институтов и много педиатрических кафедр в медицинских институтах, в которых работает большое число докторов и кандидатов медицинских наук, научных сотрудников.

Большое значение для интенсификации педиатрических исследований в на­шей стране имеет открытие в Москве Всесоюзного центра по охране здоровья матери и ребенка.

Педиатрия последних десятилетий является исключительно динамической областью знания; рост информации, пересмотр ранее существовавших точек зрения, внедрение новых методов исследования и лечения происходят с нара­стающей скоростью. Это связано прежде всего как с быстрым развитием фун­даментальных теоретических наук медицинского профиля (физиология, био­химия, генетика, иммунология), так и с развитием сугубо клиниче­ских представлений, накоплением и обобщением коллективного врачебного опыта.

Список литературы:


  1. Мазурин А.В., Воронцов И.М. «Пропедевтика детских болезней» - Медицина, 1985 – 432 с

  2. Н.П. Шабалов «Детские болезни» учебник 5-е издание в двух томах. «Питер» - 2002 г. – 832 с