Хакасский новый год чыл пазы. "Чыл Пазы"-хакасский новый год план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему. Ритуал почитания природы

Мы познакомились на Бали 7 лет назад. Уже тогда она снимала и монтировала отличные видео. А теперь вот работает оператором самой известной в Южной Америке программы о путешествиях. Первоначально ребята хотели проехать по маршруту Байкал-Тува-Алтай. Но как не включить сюда Хакасию, не менее интересную в плане этнографии, тем более, что дорога до Тувы идет именно отсюда.

Лена Бам с ребятишками в Казановке на Чыл Пазы.

И вот 25 марта утром, Buenas Dias, на пороге моей квартиры возникает, груженная рюкзаками с техникой, четверка из Чили.

Клаудио - автор и ведущий программы. Звезда, можно сказать.
Лена и Нико - операторы. Ну а Лена еще и переводчик, и "разведыватель" маршрута.
Кони - журналистка, которая дает Клаудио всю информацию о культуре и традициях тем мест, где идут съемки, чтобы он вплетал это живо в свою речь.

Я кормлю чилийцев завтраком. Вот уж не думала, что омлет и оладьи придутся им так по вкусу. Ребята всю почти ночь ехали из Красноярска в Абакан, куда только вчера прилетели самолетом из Иркутска, и весьма устали. Но приехали они очень вовремя. Потому что сегодня в Хакасии празднуется Чыл Пазы - Голова Года - Хакасский Новый год. Это один из главных праздников в Хакасии. Собственно, день весеннего равноденствия праздновали все древние народы. На Руси тоже вплоть до 1492 года именно в марте встречали Новый год. Такие двухнедельные празднества проводов Зимы-Моры и встречи Весны раньше звались Комоедицей (и поговорка «первый блин комам» означает первый блин - медведям, потому что древние люди на Руси относили традиционные жертвенные хлеба-блины в лес медведям, почитаемых за священных животных). В Хакасии же в день Чыл Пазы принято убирать все пространство снаружи и внутри себя. Так же в этот день проводятся разные обряды. Встреча солнца на рассвете всем родом с молитвой. Кормление духов огня. Повязывание цветных чалама (ленточек) на священное дерево - березу, чтобы исполнились светлые желания. И - черных ленточек, чтобы ушли дурные мысли, болезни, негатив. А еще в Чыл Пазы проводятся скачки, традиционные забавы и единоборства и обязательно устраивают пиршество с традиционными хакасскими блюдами.


В Казановке в юрточном комплексе.

И вот мы мчимся на двух машинах в Казановку. В этом году весна в Хакасии теплая и ранняя. Снег всюду сошел, вокруг бурые степи: еще пару недель и они зазеленеют и станут удивительно красивыми. Чтобы увидеть всю красоту Хакасии, стоит приехать сюда летом или в начале осени, когда вырастают десятки разноцветных и ароматных трав и цветов. Чем ближе к Аскизу, тем больше стад, табунов и отар: люди здесь, как и раньше, занимаются скотоводством. Кроме того, Казановка - это музей-заповедник под открытым небом, где на 17, 5 гектаров обнаружены десятки удивительных памятников: изваяния, петроглифы, курганы, све. Вот и указатель «Казановка» и мы заворачиваем к сельскому клубу. На ритуалы и концерт мы опоздали - зато успели к угощению и состязаниям.


На огне в казанах варится суп из баранины - мюн и каша из талгана. А на поляне уже стреляют из лука, хлопают бичами, кидают лассо! Я впервые за свою жизнь в Хакасии, а живу я здесь 4 года, вижу национальную традиционную игру в кости. Надо на тыльную сторону руку положить как можно больше косточек овцы (хакасское - хазых), подкинуть вверх и поймать в ладонь. Кто больше поймал, тот и выиграл.


Мой старший сын Ярослав пробует себя в стрельбе из лука вместе с другими желающими.


А мы с младшими - на безопасном расстоянии - наблюдаем за пастухами с длинным кнутом. Щелчком кнута им надо сбить деревянный колышек, и так три раза подряд.


А рядом кидают лассо.
И забивают колья!


Клаудио и команда не теряют даром времени. Подходят то к одному, то к другому жителю деревни, говорят по-испански. Выясняют знание английского у ребят.


Клаудио запускает дрона с камерой. Дети очень заинтересованы, что же сейчас будет!

Я попросила Леонида Еремина - создателя музея-заповедника «Казановка» провести нам экскурсию к Ах-тасу и по новой "шаманской" юрте, которая появилась в этнографическом юрточном комплексе музея. К сожалению, Клаудио и команду это не приводит в восторг, потому что культура и традиции не пользуются спросом у широкой публики. Сюжет их программы: путешественник ездит по всему миру и камера снимает то, что с ним происходит в дороге, как он общается, как его встречают. Но Лена и я слушаем про Ах-тас с интересом. Я посещаю Ах-тас уже раз пятый, наверно, и каждый раз узнаю про него что-то новенькое. Один раз я видела здесь четыре радуги. В другой приезд, когда везде шел дождь, в моем пути к камню и обратно ни одна капля не упала мне на голову. И конечно, я всегда черпаю энергию в этом сакральном месте.


Ах-тас летом. Фото взято с проекта vsya-khakasia.ru

Ах-тас, что в переводе с хакасского означает Белый Камень - изваяние, которому более 4000 лет. Это лечебный камень - его всегда использовали для исцеления, а так же для того, чтобы поменять имя ребенка. Раньше считалось, что если ребенок часто болеет, то его имя стало известно злым духам. Тогда шаман с ребенком приходил к камню, и камлал над ним, совершая обряд замены имени. В это время Ах-тас защищал шамана и ребенка, не давая злым духам помешать исполнению обряда.


Современные ученые провели много исследований возле Ах-таса, здесь нашли и захоронения меди и геомагнитную аномалию радиусом 52 метра. Все это подтверждает наличие в месте особенной энергии, свойственной так называемым местам силы.


«Чтобы исцелиться, надо совершить определенный действия - рассказывает Леонид Еремин, - прежде всего, чтобы оказать уважение Изваянию, надо обязательно оставить машину или лошадь за 100 метров и подойти сюда пешком. Затем обойти три круга вокруг Ах-таса, сделать подношение, и прижавшись к камню, попросить исцеления. Собственно, так же, как вы идете в гости. Вначале идете, затем звоните в дверь, бабам-цветы, дитям - мороженное. Так и здесь. Чтобы придти - делаете три круга, звонок - это подход к строго определенному месту камню для мужчин и для женщин, подарок - это подношение монетки, молока, еды и таким образом, вы оказываете в мире таг эйзи- духа горы.

Ах-тас интересен еще тем, что образует равнобедренный треугольник с двумя другими священными изваяниями: Иней-тас - старуха-камень (она была взорвана в 60-е годы рьяной борьбы с религиями) на одной горе и Чаптых-тас - Старик камень - на вершине другой горы. Каким образом, древние люди, у которых не было инструментов измерения, так точно измерили это расстояние?

А сейчас Леонид рассказывает еще один интересный факт: оказывается, каждая сторона камня является проекцией вершины той горы, на которую эта сторона смотрит. Горы для хакасов были священными. Так что эта проекция говорит о том, что этот камень является как бы главным изваянием данной территории.


Идем к шаманской юрте

Этой экскурсией к Ах-тасу и в этнографический комплекс закончился первый день съемок чилийцев в Хакасии.

Продолжение следует....

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Хакасия – это не только край бескрайних степей с многочисленными курганами, хранящими многовековые исторические и культурные ценности, причудливых гор неописуемой красоты, лесов, ценных пород богатейших недр. Но главное богатство Хакасии – люди, живущие здесь. Здесь, на сравнительно небольшой территории, проживают представители более ста наций и народностей:хакасы, русские, поляки, немцы, узбеки, корейцы, киргизы и многие другие.

Большую работу по сохранению культуры, языка, истории представителей своих народов, ведут национальные общественные организации, которые не только представляют интересы членов диаспор, но и активно участвуют в общественной жизни республики.

Каждый народ, живущий в нашей республике, имеет право на уважение к его истории, обычаям и традициям, на внимание и интерес к его происхождению, к его быту и нравам. А знание всего этого, в свою очередь, расширяет кругозор каждого из нас, поднимает наш собственный культурный уровень.

Много прекрасных обычаев и традиций есть у каждого народа, и, наверное, самые привлекательные из них – праздники. Они замечательны тем, что праздничная атмосфера помогает людям лучше узнать и, главное понять друг друга.

Праздники придумали ещё в глубокую древность. Уже самые первые люди ощущали потребность собраться вместе после удачной охоты, скинуть с себя груз повседневных забот и повеселиться при свете костра, позабыв хотя бы на некоторое время горе — невзгоды.

Со временем человек стал осваивать всё новые просторы Земли, совершенствоваться, появились первые государства, а необходимость в праздниках была всё та же. Мы празднуем государственные и традиционные праздники, которые передавались многие века из поколения в поколение.

Но ни один праздник не ждут так, как Новый год. Дети мечтают о новогодних подарках, а взрослые загадывают заветные желания и все желают друг другу счастья, добра и радости в наступающем году.

Многие народы по традиции встречают Новый год в ночь на 1 января. Но есть народы, которые празднуют Новый год весной, в День весеннего равноденствия – 22 марта. Называется он у всех по-разному:у народов Вотока – «Навруз», «Наврус» или «Нооруз», у японцев – «Праздник Сакуры», у русских – «День Берендея», а у хакасов – «Чыл Пазы» – праздник хакасского Нового года.

Чыл пазы (на русском языке — Голова года или Начало года) — один из главных календарных праздников хакасского народа.

Встреча нового года весной, а не зимой, как в европейской традиции, связана с древними представлениями о цикличности времени, согласно которым год «рождается», «живёт» и «умирает» вместе со сменой сезонов.

Осенью чаяны — духи земли, духи рек, тайги уходят на небеса, весной с первыми лучами солнца они возвращаются. Считается, что людям нужно хорошо подготовиться к их встрече.
Праздник Нового года, начинался с прилёта первых птиц, первого кукования кукушки и заканчивался первыми раскатами грома. Подготовка к празднику начиналась с шитья новой одежды, уборки всей территории аала и юрты. В это время нельзя допускать никаких ссор в доме, наоборот родным и близким старались дарить как можно больше внимания и душевного тепла.

В день весеннего равноденствия, рано утром, жители аала выходили на ближайшую возвышенность и встречали восход солнца, затем возвращались домой, и кормили семейно-родовых духов-хранителей (тёсей). Праздновали Чыл пазы всем аалом:необходимо было зайти в каждую юрту с угощениями и обращением:«Чыл пазы чылды, чылан кибi сойылды!» («Пришёл Новый год, снялась змеиная шкура»). Гостей угощали сыром, сметаной, чаем с печеньем.

Еще одна традиция праздника Чыл пазы — это разведение костров. Отношение к огню у хакасов особое. В этот день разводили три огня.

РИТУАЛ ПОЧИТАНИЯ ОГНЯ

Хакасы благодарили Огонь, который неустанно берёг людей всю зиму, даруя тепло и пищу, охраняя от стужи и злобы. Обходили первый костёр по ходу солнца, окропляли молоком небеса и бросали кусочки мяса в огонь («кормили» огонь). Так проходил обряд благодарения Огня.

РИТУАЛ ОЧИЩЕНИЯ ДУШИ

Люди обращаются к верховным Богам за благословлением, но для этого нужно предварительно очиститься от зла в жилищах и в душах своих. Все неприятности, грехи и болезни люди завязывают узлом на чёрные чалама (лента чёрного цвета), а затем бросают во второй костёр, который называется Очистительным.

РИТУАЛ ПОЧИТАНИЯ ПРИРОДЫ

На третьем костре готовят блюда из лучшего свежего мяса и молока. Положено было ходить друг к другу в гости, чтобы отведать приготовленные специально для стола Почитания. В праздник нужно было простить людям все обиды, примириться.

РИТУАЛ ПОЧИТАНИЯ СВЯЩЕННОЙ БЕРЁЗЫ

Для хакасов священным деревом издревле была берёза – «хазын». В праздник Чыл пазы Берёзу трижды обходят по ходу солнца и привязывают ленточки-чалама белого, красного, синего цветов.


Цвет белой ленточки означает в мифологии хакасского народа чистоту дел, верность, преданность; красный — символ Солнца и Огня, символ тепла, жизни и достатка; синий — символ чистого неба, мира и согласия. Привязывание чалама сопровождается такими словами:

На белую грудь твою –
Белые чалама!
Всемогущему Небу –
Синие чалама!
Пламенеющему Солнцу –
Красные чалама!…

Привязывая их к дереву, человек вкладывает в каждый из них пожелание самому себе, своей семье, своему роду.

Ленты можно завязывать и других цветов, самое главное верить, что всё обязательно сбудется.
В Чыл пазы проходят и другие обряды — дарение небесным духам лошади, чтобы они могли быстрее прийти на помощь людям.
А в мае, при первых раскатах грома, следовало, сбежав 3 раза по солнцу вокруг юрты, окропить небо и землю айраном и произнести «Элем-Салам!» («Пусть выйдет Старый год, пусть войдёт Новый год!»). Считалось, что первый весенний гром очищал окружающий мир от нечисти старого года.

Вот, пожалуй, малая толика традиций, связанных с праздником мудрости, обновления, надежды – Чыл пазы.

Вместе с весенним праздником Чыл пазы мы широко отмечаем в Хакасии древний замечательный праздник – восточный Новый год.

Навруз или Нооруз — весенний праздник Нового года дружно отмечают все народы на Великом Шелковом Пути. Он широко и красочно празднуется в Иране, Азербайджане, Афганистане, Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане, Казахстане, в западных провинциях Китая, у курдов в Турции, у татар и башкир на юге России и, конечно же, у нас в Хакасии. Суть его – единство человека с природой. Стоит отметить, что у каждого народа, кто празднует Новый год - свои традиции и обряды празднования.
Многие традиции с течением временем и переменой эпох забылись, но суть торжества весны и природы осталась неизменной. Сегодня этот восточный праздник стал одинаково дорог представителям всех 100 национальностей, проживающих в Хакасии. Так что можно смело сказать, что день весеннего равноденствия превратился во всенародный Новый год.
И это по-настоящему культурное, духовное единение всех народов, которые поют, танцуют, веселятся и гуляют, отмечая новый период в круговороте жизни.
Сколько веков Наврузу, столько и поверью, что чем веселее и радостнее он пройдёт, тем щедрее будет к людям природа.
Традиции празднования Навруза практически не изменились за всю его многовековую историю. К празднику тщательно готовятся заранее:устраивают генеральную уборку в домах, дворах и улицах, обязательно стирают всю имеющуюся одежду, рассчитываются с долгами. Накануне праздника до восхода Солнца необходимо завершить все подготовительные хлопоты:приготовление праздничных блюд, уборку жилья и украшение комнат цветущими ветками деревьев.
В этот день принято накрывать праздничный стол и угощать всех знакомых, соседей и каждого встречного «новогодними» яствами, главные из которых — халиса и сумаляк (они готовятся только раз в году — на Навруз). Халиса готовится из семи видов злаков с добавлением мяса, причем все разваривается до состояния однородной массы.
А сумаляк приготавливается из проросшего зерна пшеницы с добавлением муки и сахара. Начинают готовить эти сложные блюда накануне праздника. Все женщины большой семьи, общины (в современных условиях многоэтажек — соседки) собираются у больших котлов и всю ночь по очереди помешивают блюдо, чтобы оно не подгорело на дровяном огне.

Часто на дно котла кладут горсть небольших камней, не в качестве приправы, разумеется, а чтобы при помешивании лучше перемалывалось и не подгорало густое ритуальное блюдо. Считается, что если кому-то случайно попадет «счастливый» камешек, то его обязательно ждет удача в Новом году. Чтобы долгий и трудоемкий процесс у костра не превратился в утомительную обязанность, его сопровождают музыкой, песнями и танцами, начиная тем самым веселую встречу Нового дня. А утром каждая женщина отнесет домой свою долю от общего котла.


Традиционным ритуалом в Навруз является составление хафт сина. На столе должны быть семь (хафт) продуктов, названия которых начинаются с буквы «син» персидского алфавита:семена руты — сипанд, яблоко — себ, черные косточки — сиахдане, дикая маслина — санджид, уксус — сирке, чеснок — сир и проросшее зерно — сабзи.
В Навруз праздничный стол обязательно должны украшать блюда, символизирующие возрождение и новую жизнь:проросшие зерна пшеницы, отварные яйца, бокал воды с живой рыбкой. Кроме того, на стол непременно подаются плов, шурпа, вареная баранина и кок-самса (пирожки с начинкой из молодой зелени). И вообще, чем больше разнообразных блюд и сладостей будет на праздничном дастархане, тем благополучнее и урожайнее будет грядущий год.



В последующие тринадцать праздничных дней принято ходить друг к другу в гости, навещать пожилых соседей и родственников, устраивать веселые народные гулянья, праздничные базары и спортивные состязания, а также сажать саженцы молодых деревьев и начинать полевые работы. Первую борозду в Новом году, следуя старинному обряду, проводит старейший и самый уважаемый член общины. Обязательно в эти дни следует получить благословение старших, родителей, наставников.
Считается, что как человек проведет дни празднования Навруза, так он проведет и весь следующий год. Кроме того, народ помнит еще одну древнюю легенду:в дни Навруза на землю спускаются ангелы, которые приносят людям добро и благоденствие, но заходят они лишь в тот дом, где царит мир и согласие. Именно поэтому люди стараются простить друг другу долги, забывают о вражде и обидах. Как гласит народное предание, очень важно, кто будет первым гостем в доме:в первый день Нового года все непременно ждут доброго и честного человека, приносящего добрую весть и удачу.
Месяц март кыргызы называли Нооруз (Нооруз элдик майрам күнү). Если в этот день рождались мальчики, их называли, по традиции, Ноорузбаями или Ноорузбеками, а девочек просто Нооруз или Ноорузгуль. Если в этот день выпадал снег, то это считалось добрым знаком. Даже девичью красоту в кыргызских легендах сравнивают с белым снегом Нооруза, поскольку в марте обычно идет мягкий пушистый снег особенной белизны.
В день праздника в каждой семье накрывали дасторкон - белую скатерть с различными яствами. Для угощения соседей готовили традиционную похлебку, именуемую в народе сумелек, из пшеничного солода с добавлением муки, масла и сахара. Накануне праздника люди приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами, мирились со всеми, с кем были в ссоре. Ибо, как утверждали старики, когда Нооруз входит в их дома, все болезни и неудачи должны обходить их стороной.
В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все емкости наполняли молоком, айраном, зерном, ключевой водой; а в день праздника все старались быть в добром расположении духа, при встречах заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали их. Люди старались одеться во все новое.
В полдень весь аул собирался на гуляния. В установленном месте у селения резали быка и варили из его мяса нооруз кеже или чон кеже - «большой суп» - одно из древнейших обрядовых блюд, которое готовилось из многих компонентов:мяса, жира, риса, гороха, ячменя, пшеницы, кукурузы, талкана, муки, пшена, сорго, картофеля и специй. Пища готовилась в таком количестве, чтобы хватило всем.


После всеобщей трапезы начинались игры «айкыш-уйкыш», что в переводе означает «навстречу друг другу», и «аударыспек», во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла.


Праздник Нооруз не обходился также без спортивной борьбы, участвовать в которой могли и девушки. Девушка вызывала джигита на состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если победит она, то юноша должен повиноваться ей и выполнять любые желания.
Поэтому Нооруз часто превращался в свадебные торжества.День заканчивался представлением, где два акына состязались в стихах и песнях. Их состязания прекращались с заходом солнца за горизонт, когда добро побеждает зло.

После чего устраивался большой костер, и люди с зажженными от него факелами обходили все окрестности селения, пели и плясали; дети прыгали через костер; а взрослые приговаривали:«Уходите, уходите, уходите все напасти», «Новый год пришел, старый год ушел» - тем самым, завершая праздник весеннего обновления и равноденствия
Празднование наступления весны в день весеннего равноденствия символизирует вечное обновление жизни.
Традиции Чыл пазы, Навруза и Ноороза во многом схожи, но самое главное значение праздника – это дружба и солидарность всех народов. Радость одна на всех, солнце светит всем!


И всё, что осталось теперь, – это от души поздравить всех:
– Наа чылнан!
– С Новым годом!

Обоснование:

Новый год – «Чыл пазы» занимает особое место в цикле календарных праздников и обрядов хакасов. Зима – самое тяжелое время в жизни кочевых народов. Изнурительный холод, сильные ветры и нехватка корма для скота вынуждали и людей жить на жесткой продовольственной диете. Медленно тянулась зима, но все ближе и ближе Чыл пазы (дословно «Голова года») – конец зимы, начало весны. И вот наступал канун Нового года. В юртах наводили порядок, убирали мусор, скопившийся за год, чистили и ремонтировали старую одежду или же надевали новую. В это время нельзя было допускать никаких ссор в доме, все старались сделать ближним что-нибудь приятное, по возможности облегчить жизнь бабушек и дедушек, детям подарить чуточку больше внимания и тепла. На стол в день Нового года обязательно ставили свежесваренное мясо и молочные продукты. Начиналось новогоднее застолье, взаимные поздравления, обмен подарками. Примечателен тот факт, что у древних хакасов не было принято массового употребления спиртного. Национальное слабоалкогольное изделие «айран», произведенное на основе кисломолочного брожения, применялось только для ритуальных обрядов. Такой обряд, как «Сек-сек» - кормление духов, выполнял старейшина селения или же шаман, он же немного мог принимать спиртное для вхождения в контакт с духами. Из взрослых мужчин употреблять айран, но в особых случаях, могли только те состоявшиеся мужчины, у которых было три сына, три защитника родной земли, три будущих воина. Всем остальным, для воспроизведения нормального жизнеспособного потомства, спиртное запрещалось. Женщина, как колыбель возникновения жизни, как продолжательница рода и хранительница семейного очага, вообще не имела права употреблять спиртное. «Чыл пазы» празднуется 22 марта. В каждой местности, в определенном месте, около священного дерева хакасов- березы, разводится 3 костра. На восточной стороне – особый сакральный костер, которому поклонялись и просили у его живительного огня лучшей жизни и судьбы. На юго-западе разводится костер для приготовления пищи, обычно из мяса барана, в огромном котле - «хазан». На северо-западе – особый костер для сжигания черных «чалама». Чалама – специальная ленточка. Кроме черной, применяются еще белая, красная и синяя ленты. Черная ленточка завязывается узлами, по числу бед, болезней и несчастий у человека за прошедший год и сжигается в священном очищающем огне. Остальные чалама с просьбами и пожеланиями завязываются на «хазын» - священной березе. Цвет белой ленточки означает в мифологии хакасского народа чистоту дел и помыслов, красный – символ солнца, символ тепла, жизни и достатка. Синий цвет – символ чистого неба, связь с Космосом, с «верхним миром».

Цель: Приобщить школьников к национальной культуре и традициям хакасского народа.

Задачи: 1. Познакомить с ритуалами и обрядами празднования одного из основных праздников хакасского народа.

2. Воспитывать интерес детей к хакасской народной музыке и национальным спортивным играм.

Ход мероприятия

Ведущая группы «Белая волчица» под музыку выходит со школы, за ней в две колонны идут дети, с одной стороны девочки, с другой - мальчики, следом группы из Дома культуры и Детского творчества.

Белая волчица: Дорогие дети! Мы сегодня собрались, чтобы встретить хакасский Новый год Чыл Пазы он празднуется весной, когда пробуждается вся живая природа после зимних холодов. Именно весной встречают люди возвращающееся тепло, доброту, любовь, жизнь земли, неба, солнца.

На празднике Чыл Пазы хакасы угощают друг друга, радуются весне, благодарят и кормят огонь, который неустанно берёг людей всю зиму, согревая, хранил от стужи.

Тарика кормит огонь.

Тарика: Дорогая мать - огонь,

Благодарим тебя зато, что ты есть,

Зато, что ты являешься спасительницей всего живого,

Попей молока.

Белая волчица : – Кто принес с собой черные чалама, завяжите в узлы все неприятности прошедшего года и бросьте в костер.

Попросим тебя исполнить нашу просьбу;

Злые, нехорошие мысли уничтожить навсегда;

Злую силу, нарушившую светлые мысли, прогони навсегда.

Танец девочек из группы «Жарки» из Детского творчества.

Астимир - стих Хакас Чире.

Спектакль группы Дома культуры «Добро и зло».

Звучит музыка шамана, он входит в зал, совершает обряд вокруг костра.

Белая волчица: - Здравствуй Шаман! Спасибо тебе за обряд вокруг костра, зима наконец-то отступит и придет теплая весна!

Шаман: - Есть ли среди вас богатыри удалые?

Белая волчица: - конечно, мы сейчас тебе покажем!

Алып (учитель физкультуры): – На празднике парни показывали свою молодую удаль на играх, выбирая себе невест.

Игры:

«Оранмай» догонялки на одной ноге. Один из участников по кругу убегал прыжками на одной ноге, а другой должен доскакать до него и задеть поднятой ногой.

«Перетягивание палки сидя» соперники садятся лицом друг к другу, упершись в разноименные ступни, и захватывают обеими руками палку, причем руки должны быть тыльной стороной вверх. По сигналу они начинают тянуть палку к себе, стараясь перетянуть соперника на свою сторону. Поражение так же засчитывается участнику, отпустившему палку.

«Бодание баранов» соперники встают на четвереньки внутри круга, упершись головами, и стараются вытеснить друг друга за линию круга.

«Метание аркана» веревку закинуть на голову деревянного коня.

«Стрельба из лука» открытая площадка, на которой нанесены линии. На одной из линий укладываются мишени-специальные раскрашенные пластиковые бутылки в центре – красная бутылка, по краям-бутылки других цветов. У участников лук с тупоконечными стрелами-нортпас. Стрельба производится с 10м. задачей является выбить мишень из ряда, за попадание в бутылку красного цвета, дается 3 очка за остальные по одному очку.

«Прыжки с шестом» Участник, разбежавшись, ставит шест в упор и делает прыжок в длину, стараясь прыгнуть как можно дальше от линии отталкивания.

«Перетягивание ремнем» Соперники становятся на четвереньки друг против друга на ровном расстоянии от линии. Хур (ремень) надевается на головы обоих. Каждый участник отступая назад, старается перетянуть соперника за черту.

«Поднятие вверх» два борца, обвязанные веревками (хурами), берутся за них и стараются по сигналу поднять соперника вверх, оторвав от земли. Победителем считается борец, оторвавший соперника от земли. Запрещается помогать при отрыве коленями, носками ног.

Белая волчица: – Дорогие дети! К нам пришли гостьи – из Дома культуры в подарок нам на Новый год исполнят хакасскую песню «Кюн чахаяхы»!

Белая волчица: – На Хакасский Новый год принято угощать национальным блюдом «Талган». (Воспитатели угощают детей и гостей)

Белая волчица: - Вот и подходит наш праздник «Чал Пазы» к концу.

Предлагаю собраться на улице возле священного дерева хакасов - березе и повязать цветные чалама которые, имеют особое значение.

(Белая ленточка символизирует чистоту дел и помыслов, красная - символ солнца, тепла, жизни и достатка, синий - чистое небо, связь с Космосом, с "верхним миром").

Дети вместе с ведущей обходят 3 раза берёзу по ходу солнца, обращаясь к берёзе, говорят: Золотая берёза с золотыми листьями,

Месяцем опоясанная стоишь.

Серебряная берёза с серебристыми листьями,

Солнцем опоясанная стоишь

На белую грудь –белая чалама,

Небу голубому – синяя чалама.

Просим дать нашим детям

Здоровья и счастья.

Белая волчица: на прощание гости из Дома культуры споют песню «Родная земля! (Хайран чирем!)»

Белая волчица: желает всем здоровья, удачи, успехов и благодарит гостей за предоставленный праздник детям!


Сергей Недозрелов
Сценарий развлечения «Хакасский новый год - Чыл Пазы»

Цель : Формировать представление детей о весенних обрядах и обычаях Хакасии .

Задачи :

Показать самобытность хакасской народной культуры на примере праздника Чыл Пазы – встреча Нового года;

Увидеть внутреннее сходство в обычаях и обрядах праздника Чыл Пазы и Масленицы ;

Воспитывать толерантное отношение к представителям других культур, уважительное отношение к культуре и традициям хакасского народа .

Оборудование : березка, ленточки : красного, зеленого, белого и синего цвета; аудиозапись флаги Хакасии и России , костер.

Словарная работа : Чыл Пазы , древние курганы.

Зал празднично украшен. Под музыку П. М. Боргоякова дети входят в зал и садятся на стульчики.

Ведущий : Неотразимые степи, бурные реки, древние курганы, горные хребты Саян, необъятные таежные дали, целебные озера – все это Хакасия .

В течение сотен лет живет на этой гостеприимной земле древний хакасский народ со своими обрядами и обычаями.

Сегодня мы с вами будем отмечать главный праздник хакасского народа – встреча нового года. Он называется Чыл Пазы – голова года и приходится на день весеннего равноденствия – 22 марта этот день в славянском календаре, который приходится на 22 марта называется Сороки. В этот день на Руси встречали весну во второй раз.

Хакасы верили , что в долгие морозные месяца все земные божества покидают землю, а в день весеннего равноденствия с первыми лучами солнца возвращаются обратно. Радуясь, люди устраивали праздник, на котором угощали друг друга, благодарили огонь дарующий тепло и пищу.

Дети, скажите, какой славянский праздник своими обрядами помогает солнцу повернуться на лето, одержать вверх над периодом холода?

Дети : Масленица!

Ведущий : Конечно же, это масленица. Знакомясь с традициями и обрядами праздника Чал Пазы , мы попробуем найти то общее, что объединяет два этих праздника, что является значимыми для живущих вместе народов русских и хакасов .

Раньше новый год на Руси встречали именно в марте. Это катание горящих колес, хороводы и песни, веселые игры, сжигание чучела Масленицы на костре, просьбы о прощении.

Вот, все действия праздника Чыл Пазы связан с огнем и священной березкой, поэтому праздник проводится на лоне природы. У хакасов есть древний обычай - Обряд почитания огня.

Дети встают в круг и идут по кругу вокруг костра (огня) по ходу солнца, окропляли молоком колеса и бросали кусочки мяса в огонь (кормили огонь) . Так проходил обряд благодарения Огня.

Ребенок (читает) два, три ребенка делают

Ведущий : Для хакасов священным деревом издревле была береза. В день праздника Чыл Пазы березу трижды обходят по ходу солнца и навешивают ленточки Чалама белого, красного, синего и зеленого цветов.

Привязывают их к дереву, человек вкладывает в каждый из них пожелание самому себе, своей семье, своему роду – здоровья, любви, благополучия, доброго урожая.

Давайте и мы повесим чалами на дерево.

(по одному дети с цветной ленточкой выходят, говорят и вешают на березу)

Белый цвет – истина, чистота, верность, преданность.

Красный – цвет Огня и Солнца

Синий – голубое небо, мир, согласие.

Зеленый – цвет растительности.

Исполняется танец – хоровод : «Во поле береза стояла»

(Выходят трое детей)

Ведущий : А сейчас дорогие ребята предлагаю послушать стихи М. П. Боргоякова «Пай Хазын» , «Священная береза» . См. Приложении

Дети исполняют песню «Наш край» См. Приложении

Ведущий : А сейчас мы поиграем в веселые хакасские национальные игры :

«Коршун и наседка» , «Хозан Дрых»

Ведущий : Праздник Чыл Пазы еще называют праздник Благодарения, Гостеприимство, Очищения и Благословения. Он учит любви к природе, трудолюбию, быть внимательным к людям, почтительным к старшим.

(Выходят дети подготовительной группы)

Сотворенная наша земля

В путь по Солнцу плывет и движется

Небом данное имя хакас

В ожерелье бессмертное пишется.

В стремнинах бурля, река Абакан

Веной жизни пусть будет вечною

Свои воды неся в голубой океан

Силою дружбы наполнит верною.

В бессмертном горении звезды ночи –

Да пусть сверкают вовеки в небе.

О мать Хакасия , светом любви

Всегда светила в пути ты мне бы.

(Т. М. Баргояков)

Ведущий : Пусть ваши ночи будут крепкими!

Пусть ваши руки будут сильными!

Пусть ваши мысли будут чистыми!

Пусть дорога впереди будет открытой!

А дорога позади будет закрытой!

На этом праздник Чыл Пазы закончился .

До свидания! До новых встреч !

(Под музыку Т. М. Бургоякова «Чарых куппиг хакасиям » дети уходят)

Публикации по теме:

Хакасский национальный праздник «Чыл Пазы» Хакасский национальный праздник «Чыл Пазы» Цель: приобщение детей к традициям обрядам хакасского народа посредством спортивного праздника;.

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь,.

Еще один тематический лэпбук, особенно полюбившийся детям. Один из любимых детских праздников - Новый Год, а еще дети очень любят зимние.

Волею судьбы получилось так, что я живу в замечательном, самобытном уголке Сибири под названием Хакасия. Хакасская культура, как и любая.

Новый год 2015 в подготовительной группе. Каждый Новый год стараюсь проводить в виде сказки с обязательным участием взрослых Снегурочка Несмеяна Ведущий Как приятно, что сегодня Гости к нам сюда пришли И не глядя на заботы Час свободный вы нашли Обезьяна С Новым.

Сценарий праздника «Новый год - год Петушка» для детей старшего дошкольного возраста Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! (ответ) Чудный праздник настает Ждет его всегда народ. Праздник сказки и затей Праздник счастья для.