Задания на букву в и a. Приемы запоминания графического облика букв методическая разработка по чтению (1 класс) на тему. Как запомнить алфавит с ребенокм

Все больше современных родителей придерживаются мнения, что после трех уже поздно. Список того, что именно прививать поздно, пополняется до бесконечности, а первые пункты в нем занимает навык чтения.

Хотя логопеды и педагоги бьют тревогу: дети, которые научились читать в 2-3 года, делают это механически, без осмысления прочитанного, без понимания того, что написано. Конечно, приятно на детской площадке похвастаться, что ваш трехлетний сын уже читает повести , но специалисты все же рекомендуют сохранять благоразумие и подождать хотя бы до четырехлетия.

Существует несколько основных признаков того, что ребенок психологически и физически готов освоить навык чтения.

  • Ребенок свободно разговаривает, произносит четко все звуки (нет логопедических проблем).
  • Может провести звуко-буквенный анализ слова, отличит «дом» от «том» и по звучанию, и по значению.
  • Может посчитать, сколько слогов в слове.
  • Различает право-лево, верх-низ.

Если ваш малыш уже владеет всеми этими навыками, можете скупать буквари. Если же еще есть, над чем работать, предлагаем несколько интересных игр, которые помогут ребенку подготовиться к освоению чтения.

1. Веселые буквы

Дошкольники все легко усваивают в игре, поэтому лепите буквы из пластилина, рисуйте их, раскрашивайте (лучше пальчиками, чтобы подключить и мелкую моторику), выводите на манной крупе, складывайте из бусин.

2. Найди пару

Готовим два набора букв, из своего достаем одну и просим ребенка найти в своей кучке такую же. Если есть только один набор — просим нарисовать ее.

3. Первая буква

Берем пять картинок с разными фруктами. Например, апельсин, груша, киви, слива, персик. И даем малышу пять букв (а, г, к, с, п), просим найти, с какой буквы начинается каждое слово и соединить их.

4. Слова из букв

Берите только те буквы, которые ребенок уже запомнил, начинайте с простых — мак, сок, сыр, рак. Дальше можно усложнять по мере необходимости.

5. Лабиринты

В книжных магазинах есть масса недорогих тетрадей с лабиринтами. Эта игра хорошо развивает моторику, внимание, умение рисовать безотрывную линию. Нужно следить за тем, чтобы ребенок менял положение руки, а не лист бумаги.

6. Пропущенные буквы

Эта игра немного сложнее: нужно взять небольшой текст, где в словах пропущены буквы и попросить ребенка найти и вставить необходимые. Как вариант, можно просить ребенка зачеркивать в тексте какую-то одну букву, в каждом слове, где она встречается. Текст обязательно должен быть с крупным шрифтом.

7. Буквы из веревочки

На картоне напишите букву, предложите малышу нанести на нее клей ПВА, а потом приложить веревочку. Можно сделать несколько таких поделок. А потом наощупь, с закрытыми глазами определять, где какая буква.

8. Предметная азбука

На листе бумаги пишите алфавит. Отдельно готовите коробочку с разными небольшими предметами. Нужно, чтобы ребенок каждый из предметов разложил на те буквы, с которых начинается их название.

9. Буквы на спине

Мама пишет ребенку на спине букву пальцем, а он пытается изобразить ее на бумаге или просто отгадать. Потом можно поменяться ролями.

10. Буквоед

Напишите на листе бумаги буквы не полностью, расскажите, что их испортил Буквоед и попросите малыша дописать их. В конце уточните, какая буква получилась.

Вариантов игр, на самом деле, очень много и все зависит от вашего терпения и фантазии. Также нужно набраться оптимизма, ведь не все у наших детей получается с первого раза, и они нуждаются в постоянном поощрении и внимании.

Хотите получать интересные статьи регулярно? Присоединяйтесь к нашим сообществам в социальных сетях ВКонтакте и

я журналист, переводчик, сертифицированный инструктор йоги. Но, пожалуй, в большей степени — мама двух горячо любимых детей. Проект «Неидеальные родители» — это моя попытка найти ответы на свои материнские вопросы. В силу профессий, имею возможность общаться со специалистами, мастерами своего дела. Результаты нашего сотрудничества — на страницах этого сайта. Надеюсь, мы отвечаем и на Ваши вопросы…

Увлекательные игры и интересные упражнения помогают в лёгкой, непринуждённой форме учить с ребёнком буквы и цифры, цвета и геометрические фигуры. Они позволяют подходить к вопросу развития дошкольника комплексно, параллельно прорабатывая несколько тем.

Сегодня мы приготовили для вас, друзья, подборку отличных идей, благодаря которым вы пополните свою копилку развивающих игр с буквами.

Подвижные игры

«Буквенные классики»

Классики, или классы, - известная во всём мире детская забава: нарисованные мелом на асфальте пронумерованные квадраты, по которым надо прыгать, соблюдая перечень правил. Кстати! Используйте классические классики:), чтобы повторить с ребёнком цифры и потренировать счёт.

А что, если вместо цифр вписать в квадраты буквы? Мы получим отличную подвижную игру для изучения букв и обучения ребёнка чтению.

Вариантов сетки для букв множество:

  • таблицы различного размера с буквами в ячейке;
  • традиционный для классиков порядок квадратов;
  • буквы по кругу, в центре которого стоят игроки.

Правила буквенных классиков адаптируйте под возраст и уровень знаний малыша:

  • вы называете букву, а ребёнок должен встать (запрыгнуть) в соответствующий квадрат;
  • ребёнок бросает камешек и называет букву, на которую тот попал;
  • вы называете короткое слово, а ребёнок должен поочерёдно запрыгнуть в буквы, из которых это слово состоит;
  • вы называете слово, а ребёнку надо занять ячейки с буквами, из которых это слово состоит (по аналогии с игрой в твистер);
  • вы даёте игроку последовательные команды:
    • «Левой ножкой встань на гласную »;
    • «Двумя ногами прыгни в звонкую согласную» ;
    • «Присядь на первой букве алфавита ».
«Снайпер»

Изучая буквы, можно развивать ловкость и моторику малыша. Нет сомнений, что такие игры понравятся активным шалунам, помогут им дать выход накопившейся энергии и вместе с тем повторить буквы.

Вариантов организации игры может быть много. Вот некоторые идеи:

  • Прицепите карточки с буквами к картонным коробкам. Малышу надо бросать мячики или шарики для сухого бассейна, попадая в коробку с названной буквой, как в баскетболе.
  • Приклейте изображения букв на пластиковые бутылки, в которые для устойчивости наберите воды или песка. Пусть малыш сбивает бутылку с названной буквой, как в боулинге.
  • Сделайте из велкроткани (мягкая сторона контактной ленты (липучки)) плакат с алфавитом. Прикрепите его к вертикальной поверхности. Малышу надо попадать в ячейку с названной буквой мячиком, оклеенным липучкой, как в дартсе. Если смастерить алфавит-липучку сложно, сделайте плакат из плотной бумаги, а в качестве мячика используйте влажную губку. Но уже после нескольких бросков надо будет переключиться на другие развлечения, чтобы дать намокшей бумаге высохнуть.
«Мой весёлый, звонкий мяч»

Мяч можно бросать, ловить, катить, толкать… С ним уже придумано и можно придумать ещё множество самых разнообразных подвижных игр. А если соединить развивающие дидактические игры и подвижные игры с мячом, вы получите великолепнейшие условия для комплексной работы над физическими качествами и интеллектуальными способностями дошколят.

Придумывайте условия, при которых, играя с мячиком, ребёнок будет повторять буквы. Например:

  • Перебрасывать друг другу мяч, при каждом броске проговаривая буквы в алфавитном порядке.
  • Сесть на пол, разведя ноги в стороны. Перекатывать друг другу мяч, называя слова на заданную букву.
  • Игроки садятся в одну линию на скамейку или стульчики. Для каждого кона выбирается буква. Ведущий называет слово и через 2 секунды бросает мяч игроку. Если в названном слове есть стоящая на кону буква, мячик надо поймать, если нет - отбросить. Игрок, допустивший ошибку, становится ведущим, объявляется новый кон с новой буквой, и игра продолжается.

Игры с карточками

«Ревизор»

Приготовьте запас карточек с буквами, скотч и ножницы.

Пусть малыш проведёт ревизию имеющегося в доме имущества:

  • «Так, что это у нас тут стоит? Шкаф? Отлично, цепляем к нему букву «Ш» ;
  • на ванне будет красоваться буква «В»;
  • буквы «Д» украсят все двери в доме.
«Собери слово»

Приготовьте табличку такого вида:

Играть можно разными способами:

  • Разрежьте таблицу по границам ячеек. Пусть малыш составляет табличку из получившихся карточек.
  • Можно распечатать таблицу в двух вариантах. Один лист разрезать, второй оставить целым. Играть, как в лото, накрывая разрезанными карточками целую таблицу.
  • Наклейте строчки таблицы в блокнот на пружине. Разрежьте листы по границам ячеек. Отличный тренажёр для формирования навыков чтения готов! Перелистывайте странички, собирая слова. Сделайте больше слогов и уберите картинки, и ваша самодельная развивающая игра подойдёт даже для младшеклассников.
«Наведи порядок»

Вам понадобятся предметные картинки и органайзер с буквами. В отсек с буквой «А» отправятся «АИСТ», «АНАНАС» и «АВТОБУС», а «БАРАБАН», «БАНАН» и «БИНОКЛЬ» займут достойное место в ячейке с буквой «Б».

Под органайзер для этой игры можно приспособить что угодно:

  • коробки из-под сладостей;
  • одноразовые стаканчики;
  • лотки-вкладыши для столовых приборов.

Графические упражнения

Игры с буквами на бумаге отлично развивают зрительное внимание и память, помогают научить ребёнка читать быстро и грамотно.

«Прописи, раскраски, обводилки»

Адаптированные для дошкольников прописи помогут ребёнку выучить буквы и подготовить руку к письму. Вы можете купить готовые прописи или распечатать картинки из интернета.

Предлагайте малышу различные задания с распечатанными буквами:

  • зарисовать букву пальчиками;
  • заштриховать букву прямыми или волнистыми линиями;
  • сделать вдоль контура буквы проколы зубочисткой.
«Игры с таблицами»

Подготовьте таблицы вида:

Сложность упражнений должна соответствовать возрасту и подготовке малыша. Заданий с подобными буквенными таблицами можно придумать много. Например, такие:

  • в каждой строчке/столбце зачеркни повторяющиеся буквы;
  • придумай слово на каждую букву в таблице;
  • обведи буквы, обозначающие гласные звуки, в кружочек, а согласные зачеркни.
«Шифр»

Реши примеры. Из ответов составь слово при помощи таблицы с шифром:

Пусть родительство ваше будет счастливым! До новых встреч!

Подготовила учитель - логопед

И.П. Петенкова

Если ребёнок плохо запоминает буквы, существует множество разнообразных приёмов, помогающих запомнить графический образ букв.

Например, буквы можно лепить из пластилина или соленого теста, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных шнурков и цветной проволоки, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках.

Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы (графемы), можно предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильно опознавать «наждачные» буквы. Для этих целей полезно использовать тактильные карточки, на которых буквы выполнены из различных материалов: круп (фасоль, горох, греча), текстильные материалы (бархат, драп, шелк), бросовый материал (полипропиленовые трубки небольшого диаметра, колпачки, крышки, поролоновые губки и т.д).

Полезно использовать приём « дермолексия» , когда педагог или родитель на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.

Полезны задания, усложняющие узнавание букв, это - « Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы».

Можно привлечь самого ребёнка к «творческому созданию» букв - предложить ему «Дописать букву» по пунктирным линиям, «Переделать букву», переставив (переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И?; из Щ - Ц? и т. д.)

На развитие памяти и внимания возможно использовать игры с буквами: «Какой буквы не стало» , «Что изменилось?» «Найди такую же», «Подружи две буквы» и т.д.

Игра «Волшебный мешочек» - где ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы развивает тактильную память особенно интересна детям дошкольного и младшего школьного возраста.

Также можно использовать приём, когда ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает её (и наоборот). Можно «рисовать» буквы на спине, угадывать по словесной инструкции - «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.

Найди и закрась буквы

Найди и закрась гласные красным цветом.

Найди и закрась согласные:

Найди и закрась всегда твёрдые согласные синим цветом.

Найди и закрась всегда мягкие согласные зелёным цветом.

Найди и закрась только буквы.

«Стёртые буквы» (гласные)

Узнай и назови буквы

«Пунктирные буквы» (согласные )

Узнай и назови буквы

«Зашумленные буквы»

«Найди правильно написанные буквы»


2. "Подарки" (идея подсмотрена )
Насосы очень любят накачивать шины у велосипеда. Когда насосы работают, они "поют" свою любимую песенку - звук [С]: С-С-С. У насосов сегодня день рождения! Давай подарим им те подарки, в названии которых есть звук [С]! Что ты подаришь?

3. Гимнастика.
На улице холодно, дует ветер, идёт снег. Покажи, как ты замёрз, съёжился! Давай изобразим как мы на улице лепим снеговика (имитируем движения). Поработали, отогрелись, расслабились.

4а. "Ловишки" (очень хороший !)
Я буду называть разные звуки, но если среди них услышишь звук [С], ты должен "поймать" его, хлопнув в ладоши.
= мм-ррр-ссс-т-с-п-ф-ш-ф-с
= мма-ррра-та-сса-фо-ту-пу-кы-су

4б. Когда услышишь слова с буквой "С" - хлопни в ладошки!
= сосна, ваза, лиса, Вася, заяц, озеро, осина

5. Игра с мячом "Эхо" (подсмотрела )
Я буду "бросать" тебе буквы, а ты возвращай мне слоги!
= с, а - са
= с, и - си
= с, у - су
= с, о - со

6. Твёрдый и мягкий "С"
* Прочитай слоги! ()


* Определи сам, в каких словах С твёрдая, а в каких - мягкая! (можно попроисть ребёнка сильно и слабо стучать по столу, или топать ногой и хлопать в ладошки, или раскладывать в разные чашечки шарики, или строить из кубиков пирамиду, и т.д.)
- сад, карась, рис, бусы, синий, суп, синичка, снегирь, лиса, Серёжа, лес, сирень, сметана, середина, мясо

7. Найди спрятанные буквы "С". Обведи их. ()

8. Раскрась колокольчик с буквой "С" .()

9а. Обведи контур букв "С" .()

9б. Буква "С" ()

9в. Прописная буква "С" ()

10. Найти буквы "С" (взято )

11а. Рабочий лист про букву "С" ()

11б. Рабочий лист из "Запоминаю буквы" (нашла )

11в. Рабочий лист из "Говорим правильно"

11г. Рабочий лист из "Учим буквы играя"



12. Игра "Эхо" (подсмотрено )
Я буду произносить слова, а ты конец слова (эти отдельные слова будут начинаться на букву С) (лучше всего приготовить слайды).
= барсук (сук), место (сто), песок (сок), заслон (слон), присоска (соска), восемь (семь).

13. Игра "Улитка"
Можно просто попросить ребёнка называть по порядку все слова в улитке, уделяя должное внимание звуку С, или же бросать кубик и продвигаться на соответствующее количество клеточек, попутно называя предметы.


14. Игра "Волшебные фигуры".
Предложить ребёнку рассмотреть картинки с изображением предметов, назвать эти предметы. Затем обвести в КРУГ редметы, в названии которых слышится звук "Ш", в КВАДРАТ те предметы, в названии которых слышится звук "С", в ТРЕУГОЛЬНИК - со звуком "Ж". (подсмотрено )


15. Слова на букву "С"
Те слова, которые со звёздочкой, пусть назовёт во множественном числе.




16. "Что ты видишь на рисунке?" ()
Ответ: маска, каска, миска, киска


17. Игра "Следы".
Определить чьи эти следы на картинке.


18. Найти на картинке 20 слов, начинающихся на букву "С" (взято )


19. Игра-бродилка с буквами С и З (взято

Фавзана Аюпова

Формирование навыка чтения необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этим умением. Это отчасти происходит из – за того, что дети плохо запоминают зрительный образ буквы , путают похожие по написанию буквы , пишут их зеркально. Это приводит к низкой эффективности чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Для того, чтобы ребёнок прочно усвоил буквы , можно провести с детьми следующие игры и упражнения .

1. Называние буквы . Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначать графически, т. е. буквой . Буквы называем кратко , без призвуков «ы» , «э» , демонстрируем черно – белый печатный вариант.

Дети находят названные буквы на гранях кубиков

2. Просим назвать, на что похожа буква . Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми. Благодаря образу дети легче запоминают особенности буквы . Можно предложить стихотворный текст для описания графического образа буквы :

Ж – Жук летает над лужком

Он устал ходить пешком.

З – буква «З» - замок висячий,

Ищем ключик ей в придачу.

Буквы "Г" я не боюсь,

Буква "Г" не злой,а добрый гусь!


3. После анализа буквы (из каких элементов состоит буква , как расположены эти элементы в пространстве, можно из счётных палочек, верёвок, спичек выложить эту букву . Ощупывая объёмную букву (из пенопласта, узнавать её закрытыми глазами.

4. Для развития тактильного восприятия, обвести контур буквы , изготовленной из бархатной бумаги.


5. Для закрепления образа буквы можно использовать следующие приёмы : обведение трафарета буквы ;


вырезание буквы ножницами ;

лепка из пластилина,

выкладывание из семян.

Для автоматизации звукобуквенных связей можно предложить дидактические игры :

Пантомима «Живая буква » (дети изображают букву всем телом ) ;


- Изобрази букву пальцами ;


Определение буквы , написанной на спине, ладони : «Какую букву я написала ;


Узнавание букв , написанных разными шрифтами;

Нахождение буквы в различных сюжетных изображениях .


Данная работа в "Мастерской букв " дает свои положительные результаты : дети хорошо запоминают буквы и не путают их .

Литература

Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет, Занимательное обучение чтению, Волгоград, 2007