Правовая культура личности. Правовое воспитание и правовое обучение. Правовая культура и воспитание Правовая культура и правовое воспитание тгп

Правовая культура – это уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме.

Формы правовой культуры :

Правовая культура общества;

Правовая культура личности;

Правовая культура группы.

Параметры правовой культуры демонстрируют:

1) насколько высок уровень правосознания общества, то есть насколько соблюдается в обществе принцип гуманизма, информирование общественности о процессе законотворчества; обеспечивается соблюдение прав и свобод личности, осознание самими гражданами объема принадлежащих им прав и свобод, их знание основ права и конституции, правомерное поведение личности, позитивное отношение к представителям власти, суду;

2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применению соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменительной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов;

3) степень развития правовой системы в государстве в целом. Она будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов, во главе которой стоит конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы.

Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства. Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности.

Одной из важных задач государства является процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания. Эта деятельность называется правовым воспитанием. Данная функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям, учебным заведениям, и другим структурам государственного аппарата.

Направления правового воспитания :

1) формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье;

2) обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях;

3) самовоспитание;

4) предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.).

Способы правового воспитания – убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение и наказание.

В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.

Правовая культура и правовое воспитание одна из первоочередных задач российской системы образования. Детей учат законопослушности, правильному использованию законов в своей жизни, рассказывают о необходимости построения гражданского общества.

Правовая культура – это общий уровень отношения общества к праву и нормам закона . Формируется правовая культура в процессе воспитания и обучения.

Основными целями правового воспитания учащихся являются следующие действия:

  1. Предоставление знаний о правах человека , обязанностях граждан России, формирование базового понятия о законодательстве.
  2. Формирование уважительного отношения к законам , умение применять их в повседневных жизненных ситуациях.
  3. Формирование личности , готовой отвечать в юридическом плане за свои поступки.
  4. Создание позиции , согласно которой человек будет активно включаться в работу по созданию гражданского общества.

Если правильно организовать правовое воспитание молодежи, то это станет весомым вкладом в строительство демократического, правового государства в России.

Формирование правосознания учащихся должно проходить не только на уроках правоведения, воспитывать законопослушного Гражданина с большой буквы обязаны все педагоги. На любом уроке можно время от времени проводить пятиминутки, на которых в доступной форме рассказывать о необходимости законного образа жизни, внося вклад в формирование правовой культуры учащихся. Лучше делать это на конкретных примерах, их можно брать из новостей.

Предоставление базовых знаний о правах человека

Для учащихся младшей и средней школы можно ограничиться простыми примерами о том, что каждый имеет право на жизнь, выбор места проживания, свободу передвижения, на жильё, медицинскую помощь. Рекомендуется рассказывать про права на простых примерах. Например, что никто не может заставить семью ребенка жить в определенном городе, родителей – работать принудительно, а в случае болезни государство обязано предоставить медицинскую помощь.

В старших классах можно рассказать про ООН и Конвенцию прав человека. Стоит упомянуть про право вступать в брак, создавать семью, рожать детей. Можно и нужно подкреплять рассказы интересными примерами. Родители не могут запретить своим детям жениться, выходить замуж, также все люди являются равными вне зависимости от достатка, можно свободно верить в любую религию или оставаться атеистом.

Вместе с правами есть и обязанности , без них сложно привить правильную правовую культуру. Например, право на бесплатную медицину тесно связано с необходимостью уплаты налогов. С зарплаты каждого человека удерживаются налоги, которые идут на финансирование медицины. Нужно показать учащимся взаимосвязь между правами и обязанностями. Без обязанности платить налоги будет сложно реализовать право на бесплатную медицину.

Формирование уважительного отношения к законам

Нужно по возможности изучать имеющиеся в государстве законы, не переступать через них. Рассказать об этом можно на примере перехода улицы на зеленый сигнал светофора. Даже если нет машин и пустая дорога, то все равно нужно соблюдать правила, дождаться зеленого сигнала для пешеходов. Это и есть правовая культура в идеале . Но при соблюдении законов должен быть здравый смысл: если светофор не работает, то переходить дорогу можно, когда захочется, но на переходе.

Даже если закон является абсурдным по своему содержанию, то его все равно нужно выполнять. Абсурдность – это оценочная категория, которая зависит от общей культуры, восприятия действительности.

Привычка жить по законам должна быть сформирована с раннего детства – учителя и родители своим примером показывают полное соблюдение и уважение правил, установленных в государстве.

Формирование личности, готовой нести юридическую ответственность за свои поступки

Около половины школьников не понимают в полном плане, что значит отвечать за свои поступки юридически. Для многих юридическая ответственность ассоциируется с убийством, воровством и другими преступлениями, за которые нужно нести наказание перед законом.

Отвечать нужно не только за преступления , но и за мелкие проступки. Проезд в трамвае без билета – это незначительное по степени общественного вреда административное правонарушение, но оно прокладывает путь к другим, более опасным поступкам. Сегодня проехал бесплатно в трамвае, завтра – нарвал чужих яблок у соседа без спроса, послезавтра украл из супермаркета шоколадку. Безнаказанность и молчаливое поощрение общества приведет ребенка на скользкую дорогу преступного образа жизни.

Дети в своем большинстве не знают, где находится грань между проступком и правонарушением. Для формирования правовой культуры важно рассказать, что что за проступок в тюрьму не посадят, но все равно не стоит поступать не по правилам. Нужно четко объяснять детям, жить нужно как по юридическим законам, так и по человеческим. Если научиться жить по человеческим законам и морали общества, то вероятность нарушения юридических законов приблизиться к нулю.

Формирование правовой культуры тесно связано с интересом к законам. Перед тем, как что-то сделать, нужно оценить поступок с точки зрения законодательства.

Активное участие в создании гражданского общества

Пассивное соблюдение законов – это хорошо, но нужно проявлять активность и гражданскую позицию для улучшения жизни всего общества. Например, если поломался светофор, то нужно не просто перейти дорогу и забыть о неисправности, а позвонить в органы власти и сообщить о неполадках. Возможно, что это предотвратит аварию и спасет чью-то жизнь.

Нужно учить детей, особенно старшеклассников, чувствовать себя хозяевами своей земли, ее ресурсов, средств производства. С помощью общественных объединений следует заставлять органы государственной власти считаться с интересами людей.

Яркий пример такого участия – это создание общественного объединения по защите окружающей среды. Нужно выявлять предприятия-загрязнители воды и атмосферы, чтобы потом законным путем заставлять их уменьшить выбросы вредных веществ. Участие в такой деятельности должно быть добровольным, только тогда можно говорить об активной гражданской позиции. Правовая культура – это формирование осознания, что государство и чиновники нужны для служения народу России, но никак не наоборот.

Целенаправленное формирование правовой культуры у школьников – это важная часть личной безопасности. Ребенок обязательно должен знать свои права, обязанности и уметь пользоваться ими в случае необходимости .

Правовая культура – это уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме. Формы правовой культуры: правовая культура общества; правовая культура личности; правовая культура группы.

Параметры правовой культуры демонстрируют:

1) насколько высок уровень правосознания общества, то есть насколько соблюдается в обществе принцип гуманизма, информирование общественности о процессе законотворчества; обеспечивается соблюдение прав и свобод личности, осознание самими гражданами объема принадлежащих им прав и свобод, их знание основ права и конституции, правомерное поведение личности, позитивное отношение к представителям власти, суду;

2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применению соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменительной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов;

3) степень развития правовой системы в государстве в целом. Она будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов, во главе которой стоит конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы.

Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства. Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности.

Одной из важных задач государства является процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания. Эта деятельность называется правовым воспитанием. Данная функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям, учебным заведениям, и другим структурам государственного аппарата.



Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

Направления правового воспитания:

1) формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье;

2) обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях;

3) самовоспитание;

4) предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве.

Способы правового воспитания – убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение и наказание.

В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.


71. Правовая культура: понятие, содержание функции

Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.

В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры:

1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;

2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека;

3) правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.

Правовую культуру общества отличают следующие черты: 1) уровень совершенства законодательства; 2) правовая активность населения государства; 3) уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования; 4) соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал; 5) эффективность работы правоприменительных органов государства.

В правовой культуре личности выделяют три категории, которые находятся в неразрывной связи, представляют единое целое, такие как: 1) идейно-теоретические правовые представления. Это система мнений на реальное или желаемое право, его явления, на правовую жизнь в целом; 2) позитивные правовые чувства, которые представляют собой правовое чувство, которое наряду с настроением, психологическим настроем, а также традициями в сфере действия права представляют социально-правовую психологию. Положительное ее проявление и выступает элементом правовой культуры; 3) творческая деятельность человека в области права.

Правовую культуру социальных групп отличают следующие черты: 1) знание, почитание права и законодательства; 2) соблюдение законности; 3) наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть; 4) наличие умений по эффективному обеспечению прав и свобод граждан; 5) правовое обучение и воспитание граждан; 6) способность правильно и быстро составлять, оформлять нужные юридические документы.

Правовая культура выполняет следующие функции: 1) познавательно-преобразовательную, которую связывают с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества; 2) праворегулятивную, которая направлена на реализацию эффективного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества; 3) ценностно-нормативную, которая проявляется в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, которые отображаются в поступках и сознании людей; 4) правосоциализаторская, через которую правовая культура выражается в формировании правовых качеств личности, а также организации самовоспитания и правового обучения, юридической помощи населению; 5) коммуникативная, реализуемая через общение граждан в юридической сфере.

Культура – истор опред-ый уровень развития общ, творческих сил и способностей ч-ка, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Влияние культуры на право, их взаимосвязь отображены в понятии «правовая культура».Правовая культура охватывает своим содержанием правосознание, но лишь в позитивных (развитых) формах его выражения. В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий при анализе правовой культуры общества основной акцент смещен на изучение уровня развития правовых феноменов в целом , на описание и объяснение правовых ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере , отражающих объем прав и свобод человека и степень его защищенности в данном общест­ве. Понятие «правовая культура» всегда предполагает оценку «качества », уровня правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми право­выми образцами, идеалами и ценностями. Правовая культура в таком понимании есть качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития общества. Правовая культура – часть духовной культуры, которая характеризует степень совершенства законодательства, его знания и понимания гражданами и должностными лицами, правильной реализации правовых требований и соблюдения законности в обществе. Правовая культура – это качественное состояние жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и собственно правового развития субъекта, а также в степени гарантированности государством прав и свобод человека. Она опирается на правосознание и, в некотором смысле, определяется им и выражается в юридически значимом поведении. Человеком, обладающим правовой культурой является тот, кто в своей деятельности следует внутренне осознанным правовым предписаниям. Структура правовой культуры .1. Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность пра­вовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным право­охранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д. Это первый элемент правовой культуры . 2. элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности . Она состоит из 1) теоретической – деятельность ученых-юристов, 2) образовательной – деятель­ность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т. д. и 3) практической – правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельнос­ти. Правовая культура общества во многом определяется реальным правовым поведением граждан , деятельностью их по реализации права, тем, насколько они знают и своевременно исполняют свои обязанности (например, по заполнению налоговой декларации о совокупном годовом доходе), соблюдают запреты и насколько полноценно используют свои права. 3. элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов , т. е. текстов документов, в которых выражаются и закрепляются нормы права данного общества. Наиболее важ­ное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой явля­ется конституция государства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполни­тельных органов власти и заканчивая актами местных органов власти и управления. При определении качества правовой культуры обще­ства должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов – документов: правоприменительных (ре­шения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административно-управ­ленческой сфере и т.д.) и правореализационных (дого­воры в хозяйственном обороте и т. д.).Правовая культура также имеет профессиональный и традиционно-бытовой пласты . Выделение структурных элементов правовой культу­ры достаточно условно. В состав правовой культуры (ещё один вариант выделения структурных элементов ) входят следующие наиболее крупные культурные комплексы: право как система норм, выражающих государственные веления; правоотношения, т.е. система общественных отношений, регулируемых правом; правовые учреждения как система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права; правосознание, т.е. система духовного отражения всей правовой действительности;правовое поведение (деятельность) как правомерное, так и противоправное.Функции правовой культуры Правовая культура выполняет несколько функций : по­знавательную, регулятивную, нормативно-ценностную, ком­муникативную и прогностическую.1). Познавательная функция правовой культуры заключает­ся в освоении правового наследия прошлых эпох и достиже­ний отечественного и зарубежного права. 2). Функция правовой социализации состоит в способности право­вой культуры обеспечивать передачу накопленного опыта, опреде­ленных правовых знаний, ценностей, принципов, норм правовой жиз­ни от одного поколения к другому – «по вертикали» и между субъектами – «по горизонтали». ­3). Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элемен­тов правовой системы и создание устойчивого правопоряд­ка. Достигается это через формирование и за­крепление в сознании людей присущих правовой культуре идеа­лов, ценностей, принципов, традиций и образцов общественно по­лезного, юридически значимого поведения. 4). Нормативно-ценностная (оценочная) функция правовой культуры со­стоит в «изменении» индивидуального поведения, законнос­ти, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с образцами поведения, ориентирами которо­го являются нормы позитивного права и нормативные уста­новки естественного права. В результате культурно-право­вой оценки одни элементы правовой действительности по­лучают одобрение, другие подвергаются критическому ос­мыслению.5). Коммуникативная функция правовой культуры способ­ствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей. Ком­муникативная функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусст­ва. 6). Прогностическая функция правовой культуры охватыва­ет возможность проследить тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой систе­мы. Виды правовой культуры. Сущ-ют различные виды правовой культуры, которые мож­но классифицировать на основе следующих критериев :1. По степени познания правовых явлений или использования их в правовой деятельности выделяют три уровня : Обыденный уровень правовой культуры характеризует­ся отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Обыденная правая культура имеет поверхностный и неглубокий характер.Профессиональный уровень правовой культуры склады­вается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотруд­ников правоохранительных органов. Доктринальный уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретичес­кого уровня вырабатывается коллективными усилиями уче­ных, философов, социологов, политологов, юристов и пред­ставляет собой идейно-теоретический источник права.. 2. По типам куль­туры (цивилизации ) можно различать правовую культуру : традици­онную;европейскую. К этой классификации можно отнести правовую культуру российского общества, которая отличается специфической правовой ментальностью населения и предста­вителей власти; предпочтениями к не правовым средствам дости­жения фактических результатов. Можно сказать, что эта своего рода маргинальный, или промежуточный, тип правовой культуры.3. В зависимости от носителя правовой культуры выделяют пра­вовую культуру: личности, группы и общества.. Своеобразием отличается правовая культура личности . Она отражает степень и характер правового развития личности, куль­туру её правового поведения, образ жизнедеятельности в право­вой сфере. Правовая культура есть такое свойство человека, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным объемом правовой информи­рованности о содержании правовых норм, обеспечивающих правомерный характер его действий во всех жизненных ситуациях Правовая культура – результат целенаправленного воспитания правосознания, его высшая ступень, выражающая внутренне осознанное отношение к правам и свободам, а через них – ко всей правовой жизни общества. Соответственно правовая культура личности включает: правовую информированность личности; ее отношения и убеждения в сфере действия права; уровень и характер правовой дея­тельности и правового поведения.. Выделяют также групповую правовую культуру . Это правовая культура различных социальных общностей. Важно выделять профессиональную правовую культуру . Это одна из форм (разновидностей) правовой культуры. Её носителем яв­ляется группа людей, профессионально вовлеченных в юриди­ческую практику, т.е. осуществляющих правовую деятельность на профессиональных началах. Профессиональную правовую культуру отличают: высокая степень знания права, глубокое понимание и оценка правовых явлений, уважительное отношение к праву, юридической профессии, убежденность в полезности (ценности) юридического инструментария, способность эффек­тивно использовать правовые средства для осуществления целей и задач профессиональной деятельности. Каждая юридическая профессия определяет и особенности правовой культуры, напри­мер, судей, прокурорских работников, сотрудников милиции, адвокатов и юрисконсультов и др. При этом уровень право вой культуры различен и среди представителей одной и той же про­фессии. Правовая культура общ зависит от уровня правового развития различных социальных (классов, например) и профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индиви­дов. Это правовая культура населения в целом. Правовая культура общества выражается в гарантиях объективных прав и свобод, правовой активности граждан, уважении к правосудию, их готовности соблюдать и испол­нять законы, в уровне совершенства законодательства, уровне правосознания должностных лиц, их убежденности следо­вать предписаниям норм права, в эффективности работы правоохранительных органов, наконец в уровне законности и правопорядка в целом. Правовая культура общества включает в себя такие «показатели», как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффек­тивное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод граж­данина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы насе­ления, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и право вое развитие государства. Различают внутреннюю и внешнюю правовую культуру, теоретическую и практическую правовую культуру.Правовое воспитание способствует правовой социализации личности. В оспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями. Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правового сознания. Правовое воспитание – это основанная на принципах правовой педагогики целенаправленная деятельность органов и учреж­дений государства, трудовых коллективов и общественности по формированию и развитию у индивидов и социальных групп населения высокого уровня правосоз­нания и правовой культуры. Правовое воспитание - это целенаправленная дея­тельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание призвано фор­мировать личность, которая добровольно и сознательно строит свою жизнедеятельность в соответствии с правом. Правовое воспитание призвано обеспечивать поведение, согласующееся с потребностями, интересами и ценностями гуманного общества, которые должны находить воплощение в нашей правовой системе. Правовое воспитание осуществляется через опре­деленную систему форм, с помощью определенных средств и методов.К формам правового воспитания относятся: правовое обуче­ние (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.), правовая пропаганда (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение «круглых столов»; выступле­ния в печати, по радио и телевидению; ответы на вопросы слушателей и читателей и др.), самовоспитание (собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоя­тельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими), организованная и контролируемая социально-правовая практика населения, повседневный опыт (участие в судеб­ных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-право­вых сделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная дея­тельность). В основе применения всех указанных форм лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации. Особо значимую роль в правовом воспитании и обучении имеет судебная практика и деятельность судебной системы в целом, которая должна быть реальным правосудием. Поэтому воспитание уважения к суду и понимания необходимости решать все конфликты в суде входит необходимым компонентом в содержание устойчиво положительного отношения к практике реализации права. Наконец следует обратить внимание на такую форму, как самовоспитание , которое представляется наиболее эффективным для формирования правосознания всех субъектов права. Наряду со специальной подготовкой самовоспитание для юристов-профессионалов – способ профилактики деформации сознания и личности и поддержания на должном уровне профессионализма. Общими целями правового воспитания являются :достижение прочных знаний людей о законодательстве, законнос­ти, правах и обязанностях личности, в первую очередь тех норм, кото­рые непосредственно касаются человека; повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом; создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное по­ведение, формирование установок и привычек законопослушания.

Правоведение. Шпаргалка Афонина Алла Владимировна

21. Правовая культура и правовое воспитание

Правовая культура – это уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме.

Формы правовой культуры :

Правовая культура общества;

Правовая культура личности;

Правовая культура группы.

Параметры правовой культуры демонстрируют:

1) насколько высок уровень правосознания общества, то есть насколько соблюдается в обществе принцип гуманизма, информирование общественности о процессе законотворчества; обеспечивается соблюдение прав и свобод личности, осознание самими гражданами объема принадлежащих им прав и свобод, их знание основ права и конституции, правомерное поведение личности, позитивное отношение к представителям власти, суду;

2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применению соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменительной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов;

3) степень развития правовой системы в государстве в целом. Она будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов, во главе которой стоит конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы.

Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства. Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности.

Одной из важных задач государства является процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания. Эта деятельность называется правовым воспитанием. Данная функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям, учебным заведениям, и другим структурам государственного аппарата.

Направления правового воспитания :

1) формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье;

2) обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях;

3) самовоспитание;

4) предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.).

Способы правового воспитания – убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение и наказание.

В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

8. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА Правосознание – совокупность идей, взглядов, чувств, традиций и переживаний, сложившихся в обществе и выражающих отношение людей к праву. Оно находит свое выражение в таких правовых понятиях, как правомерность, неправомерность,

Из книги Конспект лекций по правоведению автора Аблёзгова Олеся Викторовна

1.5 Правосознание и правовая культура Нормы права, содержащиеся в различных источниках права, а также правоотношения, которые складываются на основе норм, призваны вызвать угодные законодателю варианты поведения людей. Для этого соответствующие предписания,

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

Глава 28 ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА 28.1 Понятие правосознания и его структура Любое явление общественной жизни обязательно проходит через сознание человека. Это относится и к государственно-правовым явлениям. Отражаясь в сознании отдельного индивида, группы

Из книги Теория государства и права [Учебник для юридических вузов] автора Венгеров Анатолий Борисович

28.3 Правовая культура: понятие, элементы, формы действия К понятию «правосознание» тесно примыкает понятие «правовая культура», которое отличается многоплановостью, многоаспектностью, сложным характером. Как справедливо отмечается в отечественной юридической

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Глава двадцатая. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА Понятие, виды и структура правосознания. Правовая идеология и правовая психология. Правосознание и право: взаимодействие. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое воспитание.Обсуждение всех предыдущих тем

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

Глава 22. Правосознание и правовая культура § 1. Понятие правосознания Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право

Из книги Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Никитина Татьяна Исааковна

§ 4. Правовая культура Категория «правовая культура» используется для характеристики всей правовой надстройки, всей правовой системы страны, но под определенным углом зрения. В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий при анализе правовой культуры

Из книги Постклассическая теория права. Монография. автора Честнов Илья Львович

§ 6. Правовое воспитание и правовое обучение Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

1.8. Правосознание и правовая культура Правосознание: понятие, структура, виды Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Оно существует непрерывно, поскольку в обществе всегда

Из книги автора

Правовая культура: понятие и виды Правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества, всегда обусловленное социальным, духовным, политическим и экономическим строем. Выражается в достигнутом социумом уровне правовой действительности: в состоянии Из книги автора

Глава 2. Правосознание и правовая культура Правосознание - совокупность взглядов, идей, представлений, чувств людей, их объединений, всего общества в целом относительно права и правовых явлений.Правосознание определяется уровнем развития общества и в первую очередь

Из книги автора

§ 2.3. Правовое воспитание Будучи основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства, правовое воспитание представляет собой

Из книги автора

§ 2.4. Правовая культура К понятию "правосознание" тесно примыкает понятие "правовая культура", которое отличается многоплановостью, многоаспектностью, сложным характером.В юридической науке нет единого понимания термина "культура" вообще, "правовая культура". Так, проф.