Социальное партнёрство ДОУ и семьи консультация на тему. Модель взаимодействия доу с семьей Социальное партнерство с семьей в доу

Рассматривается социальное партнёрство как особый вид взаимодейтвия. Дается определение педагогического партнёрства. Раскрываются виды благополучия - эмоциональное, физическое, социальное. Даны некоторые проблемы в организации сотрудничества с разных сторон. Аспекты педагогического партнёрства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Социальное партнёрство ДОУ и семьи»

Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития дошкольного образования, так и сложные проблемы, требующие решения: обеспечения качества образования, как главной задачи российской образовательной политики, а так же привлечения социально-педагогических сил в дошкольное образование как одного из факторов развития образовательной среды дошкольных организаций.

Одной из основных проблем современного дошкольного учреждения является разрыв между изменяющимися образовательными потребностями общества и реальными возможностями системы образования. Путь к новому состоянию и новому качеству образования невозможен без организации диалога между сферой образования и родительской общественностью.

Построение взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией и семьей в системе социального партнерства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Однако новые подходы к взаимодействию с семьями определены не только Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, но и в целом изменениями в обществе, в системе ценностей современной семьи, запросами сегодняшних родителей на воспитательно-образовательные услуги дошкольного учреждения.

Внимание к социальному партнерству в настоящее время не случайно. Оно обусловлено тем, что именно партнерство - наиболее действенный механизм решения различных задач, таких как: развитие системы внешних связей и сотрудничества дошкольных образовательных учреждений с социальными партнерами; обновление экспериментальной деятельности дошкольных образовательных учреждений и совершенствование их ресурсной базы (как получение материальных ценностей, так и выражение заботы, любви, позитивной оценки, повышающей самоуважение педагогического коллектива) и др.

Признание государством приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада и определяется как социальное партнерство, сотрудничество и взаимодействие в совместных усилиях и общении. Расширение сферы участия родителей в организации воспитательно - образовательного процесса учреждения - это способ повышения эффективной деятельности детского сада, направленной на воспитание. Это и есть социальное партнерство с целью полноценного развития ребенка - дошкольника. Необходимость взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи - это требование социальных условий времени, нельзя вырастить настоящего человека без стремлений обеих сторон к успеху. Решающим условием взаимодействия и построения партнерских взаимоотношений является сближение педагогов и родителей воспитанников, которое достигается доверительным общением, взаимопониманием и устанавливается только в совместной деятельности. Педагоги и родители - это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании, располагая к диалогу.

Социальное партнёрство в сфере дошкольного образования рассматривается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленного на согласование и реализацию интересов участников этого процесса (О.Д.Никольская)

Под педагогическим партнерством дошкольной образовательной организации и семьи понимается система взаимодействия педагогов с родителями воспитанников с целью обеспечения эмоционального, физического и эмоционального благополучия детей.

Эмоциональное благополучие -- результат процесса гармонизации детско-родительских отношений. Основные составляющие:

  • эмоциональное принятие ребенка (безусловная любовь к ребенку, уважение его индивидуальности);
  • наличие эмоциональной атмосферы в семье (доминирование положительных эмоций);
  • эмоциональная близость детей и родителей (развитая эмпатия родителей, оказание эмоциональной поддержки ребенку, удовлетворение потребности в эмоциональном контакте (стремление к телесному контакту)).

Физическое благополучие - результат приобщения ребенка к здоровому образу жизни в условиях детского сада и семьи. Основные составляющие:

  • закаливание ребенка в детском саду и семье;
  • соблюдение режима дня в детском саду и семье;
  • соблюдение правильного режима питания в детском саду и семье;
  • формирование культурно-гигиенических навыков;
  • поддержание двигательной активности ребенка.

В основе социального благополучия лежит социально-нравственное развитие ребенка и обеспечение безопасности его жизнедеятельности. Основные составляющие:

  • морально-нравственная сфера старших дошкольников;
  • основы безопасного поведения дома, на улице, природе .

Опираясь на факторы, тормозящие развитие взаимодействия педагогов с родителями, описанные Е.П. Арнаутовой, и результаты анкетирования педагогов и родителей, обозначим существующие проблемы в организации сотрудничества семьи и ДОО в обеспечении эмоционального, физического и социального благополучия ребенка.

Со стороны педагогов:

  • недостаточная подготовленность педагогов в вопросах оздоровления, социального и психофизического развития детей;
  • неготовность осуществлять новые подходы к взаимодействию с родителями как участниками педагогического процесса;
  • низкий уровень педагогического общения с родителями;
  • некомпетентность в педагогических методах и приемах работы с родителями;
  • игнорирование пожеланий родителей, отсутствие обратной связи с педагогами.

Со стороны родителей:

  • непонимание важности периода - дошкольное детство;
  • недооценка роли сотрудничества с педагогами образовательной организации и игнорирование сотрудничества;
  • низкий социально-культурный уровень родителей;
  • некомпетентность в вопросах оздоровления, психофизического и социального развития детей.

Со стороны руководства детского сада:

  • отсутствие системы повышения педагогической компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, их психофизического развития;
  • отсутствие системы совместной работы специалистов ДОО (инструктора по физической культуре, педагога-психолога, медицинской сестры, социального педагога) и воспитателей.

Кроме того, в процессе взаимодействия семьи и дошкольной организации наблюдаются следующие противоречия:

  • между стремлением специалистов ДОО (психолога, социального педагога) к оказанию помощи семьям по вопросам психологического и физического благополучия и игнорированием родителями этой помощи;
  • между низким уровнем педагогической компетентности родителей в вопросах психофизического развития детей и отсутствием системы взаимодействия педагогов с семьей;
  • между пассивностью родителей и незнанием воспитателями методов активизации педагогической позиции родителей и формирования педагогической рефлексии.

Обозначенные выше проблемы свидетельствуют о необходимости разработки модели педагогического партнерства семьи и дошкольной организации.

Понятие « педагогическое партнерство образовательной организации и семьи » включает три аспекта: социальный, организационный и педагогический.

Социальный аспект . Дошкольная образовательная организация -открытая система, которая оперативно реагирует на запросы родителей, позволяющая сформировать у них доверительное отношение и стремление к взаимопониманию в вопросах психофизического развития, воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста. Родители являются заказчиками образовательных услуг и партнерами педагогов в вопросах обеспечения эмоционального, физического и социального благополучия детей.

Организационный аспект . Работа в рамках педагогического партнерства дошкольной образовательной организации и семьи строится по системе: ребенок-родители - воспитатели - специалисты.

Педагогический аспект . Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей определяет их субъект - субъектные отношения.

Изучение педагогической литературы, обобщение результатов современных исследований и экспериментальной деятельности позволили сделать вывод о том, что эффективность партнерства ДОО и семьи в обеспечении эмоционального, физического и социального благополучия ребенка значительно повысится, если:

  • педагоги, родители и дети выступают субъектами образовательных отношений;
  • учитывается уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах психофизического развития ребенка;
  • спроектирована и реализована модель процесса педагогического партнерства ДОО и семьи.

Таким образом, родительская общественность, выступая как партнер в многообразном процессе воспитания и обучения дошкольников, формулирует социальный заказ образованию и разделяет ответственность за состояние образовательного процесса в дошкольном учреждении. Партнерство ДОУ и родителей в целях образования оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников, подавая детям практический пример и формируя ценности и традиции социальноориентированной инициативы.

Подписи к слайдам:

Социальное партнёрство ДОУ и семьи Красникова А.А. 2016г.

Социальное партнёрство - наиболее действенный механизм решения различных задач

Педагоги и родители - это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании, располагая к диалогу.

Социальное партнёрство в сфере дошкольного образования рассматривается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленного на согласование и реализацию интересов участников этого процесса (О.Д.Никольская)

Педагогическим партнерством дошкольной образовательной организации и семьи понимается система взаимодействия педагогов с родителями воспитанников с целью обеспечения эмоционального, фи­зического и эмоционального благополучия детей.

Эмоциональное благополучие эмоциональное принятие ребенка (безусловная любовь к ребенку, уважение его индивидуальности); наличие эмоциональной атмосферы в семье (доминирование положительных эмоций); эмоциональная близость детей и родителей (развитая эмпатия родителей, оказание эмоциональной поддержки ребенку, удовлетворе­ние потребности в эмоциональном контакте (стремление к телесному контакту)).

Физическое благополучие закаливание ребенка в детском саду и семье; соблюдение режима дня в детском саду и семье; соблюдение правильного режима питания в детском саду и семье; формирование культурно-гигиенических навыков; поддержание двигательной активности ребенка.

Социальное благополучие морально-нравственная сфера старших дошкольников; основы безопасного поведения дома, на улице, природе.

Аспекты социального партнерства Социальный аспект. Организационный аспект. Педагогический аспект.


Социальное партнерство ДОУ и семьи в рамках ФГОС»

Педагогическая культура родителей - один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации детей дошкольного возраста.

Полноценное развитие ребёнка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни - полноценной семья и детский сад. Семья обеспечивает необходимые ребёнку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищённости, любви к близким и родным, доверия и открытости миру.

Сегодня в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность (Закон РФ об образовании). Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство».

Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания и развития конкретного ребенка в данной семье. В практической реализации данного аспекта возникает потребность в разработке технологии, направленной на установление партнерских отношений между педагогами и родителями.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат будет, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие и сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание будет уделяться работе с родителями. Социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях: работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи работы: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются: доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, индивидуальный подход, сотрудничество, а не наставничество, взаимодействие ДОУ и семьи.

Наряду с традиционными формами работы ДОУ с семьей рекомендуем использовать инновационные формы и методы работы: «круглый стол» по любой теме; тематические выставки; соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы; консультации специалистов; устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице; семейные спортивные встречи; почта доверия, телефон доверия; семейные проекты; интеллектуальные ринги детей и родителей; контрольные для родителей; интервью с родителями и детьми на определенные темы; родительская гостиная; конкурс семейных талантов; портфолио семейного успеха; аукцион секретов воспитания и др.

В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.

Открытое прямое сотрудничество, взаимодействие дошкольного учреждения с семьей, активное включение родителей в жизнь детского сада — главный принцип взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, при котором возможно выполнение главной цели воспитательного процесса — гармоничное развитие личности ребенка.

Нина Жданова

Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки России, создало предпосылки для равноправного и заинтересованного взаимодействия семьи и детского сада как условия реализации государственного социального заказа. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие ", «партнерство» .

Приступив к разработке данного направления, поставили, перед собой цель : Создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ , сделать родителей участниками воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии дошкольников. Удовлетворить интересы родителей и детей. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Основные задачи работы с родителями

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

Объединить усилия для развития и воспитания детей;

Создать атмосферу взаимопонимания , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ;

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада : и наш детский сад стал открытой системой. Педагогический процесс стал более свободным, гибким, дифференцированным, изменились отношения между детьми, педагогами, родителями. Создали такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д.

Создать такое единое образовательное пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи . Для более успешной работы ежегодно составляем перспективный план работы с социумом.

С целью создания благоприятных условий для сотрудничества семьи и детского сада , а также формирования у детей и родителей сплоченности, коммуникабельности, желания активно участвовать в совместной деятельности мы решили реализовать проект «Умные дети» . Целью проекта стало создание в нашей группе развивающей среды, организация деятельности детей и родителей.

Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи :

Изучить воспитательный потенциал каждой семьи , семейные интересы, увлечения и традиции.

Привлечь родителей к созданию творческих групп по различным направлениям совместной детско -родительской деятельности.

Разработать систему мероприятий, включающих совместную деятельность детей и родителей.

Обогатить опыт взаимодействия детей и родителей в совместных мероприятиях.

Содействовать развитию здоровых детско -родительских отношений.

Участниками проекта, осуществляемого в течение учебного года (сентябрь-май) стали воспитатели и специалисты ДОУ, воспитанники подготовительной группы и их родители.

По каждому направлению были созданы инициативные группы родителей и составлены планы работы.

С большим желанием включались и взрослые, и дети в работу по проекту «Кулинарные истории» . Во время такой деятельности дети осваивают и кулинарные премудрости и понятия меры и веса, закрепляют понятия трудового процесса, развивают моторику и, конечно же, учатся взаимодействовать друг с другом и с взрослыми.


Особое место в образовательном процессе занял проект «Пластилиновый мультфильм» , в котором, принял участие каждый ребёнок. И родители в качестве зрителей и критиков.

Поскольку все дети, очень любят сказки, то игровые занятия по театрализации были по душе и взрослым, и детям. Сначала вниманию зрителей были представлены кукольные спектакли «Под грибом» , «Три поросёнка» , «Теремок» , «Лесная школа» , «Муха - цокотуха» , «В гостях у сказки…» и др. Работая над постановками, родители с удовольствием подбирали репертуар, создавали красочные декорации и готовили костюмы. В нашей группе появились различные театры, созданные руками родителей (пальчиковый, настольный, театр-варежка и др.) .


Проект «Профессии родителей» помог обобщить знания детей о деятельности взрослых, а родителям возможность повысить свою значимость в глазах собственного ребёнка.


Длительным по времени был проект «Мы помним – мы гордимся» (4 месяца) . За это время мы успели познакомиться : с историей страны, историей семей, обобщить знания о военных профессиях, познакомиться с искусством на тему ВОВ, понимать такие чувства как скорбь, сострадание, гордость за подвиги земляков, торжество победы, миролюбие и многому другому.



Проект «Хочу всё знать» это рабочее название годового проекта для детей, ведь подготовительная группа предполагает формирование предпосылок к учебной деятельности и все мероприятия родительского проекта «Умные дети» плавно перекликались с детским проектом «Хочу всё знать»


Ещё один совместный проект, «Семейная мастерская» В рамках которого, развивались и творческие способности, и трудовые навыки, ведь каждый участник привносил тот способ действия, которым хорошо овладел сам и помогал осваивать его другим.

Особый интерес взрослых и детей вызывало то, что практически каждая творческая работа изготовлялась с использованием необычного материала : это и макаронные изделия, и различные крупы, и пуговицы, и бусинки, шишки, коробочки и многое другое. Работы, выполненные совместно украшают группу, лестницы и другие помещения детского сада . И занимали достойные места в выставках и конкурсах.

Не менее интересной оказалась идея инициативной группы по организации двигательной активности детей в спортзале и на свежем воздухе. Совместными усилиями были проведены мероприятия : «День индейца» , «Мама, папа, я – спортивная семья » , «Путешествие по островам» , «За здоровьем мы следим, быть красивыми хотим…» и др. Родители стремились в процессе игр не только доставить своим детям положительные эмоции, но и научить их выполнять все упражнения правильно, аккуратно, точно, без нарушения правил. Спортивно-игровые досуги проводились в спортивном зале не только вечером, но и днём, если это была НОД. Часто эти встречи проходили на свежем воздухе, на участке детского сада .

На заключительном этапе реализации проекта был организован просмотр презентации, в которой были представлены творческие работы детей и взрослых, достижения и успехи взрослых и юных спортсменов и артистов, фотографии с мероприятий, репортаж о проекте.

Также, следует отметить, что в ходе реализации проекта были реализованы все поставленные задачи :

Педагоги, родители и дети, узнали об интересах и увлечениях друг друга.

Повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах организации совместной деятельности с детьми.

Анкетирование об удовлетворённости работой ДОУ в конце года показало, что 100% родителей получили удовлетворение от организации образовательного процесса в ДОУ.

Улучшились детско -родительские отношения.

И коллектив МБДОУ может транслировать опыт работы по организации взаимодействия ДОУ и семьи .



Разделы: Работа с дошкольниками

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…»

Басня «Лебедь, Щука и Рак». И.А.Крылов

В произведении наглядно показывается несогласованность действий участников общего дела, не приводит к желаемым результатам. К сожалению, подобные ситуации, когда «Лебедь рвется в облака», «Рак пятится назад», а «Щука тянет в воду» можно встретить не только на страницах литературных изданий, но и в реальной жизни, в образовании. Субъекты образовательного процесса, прежде всего педагоги и родители, оказывающие существенное влияние на становление личности ребенка, часто не могут договориться о том, зачем, куда и как им следует «двигаться», чтобы достигнуть главного – помочь дошкольнику счастливо и полноценно прожить детские годы. Выработка общей стратегии возможна лишь при одном условии – если воспитывающие взрослые осознали необходимость объединения педагогических усилий и согласовывали свои взгляды на жизненные ценности, цели, задачи, методы воспитания и обучения детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников как важнейшее условие реализации образовательной программы, в том числе непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, а также психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. При этом предполагается, что взаимодействие детского сада и семьи осуществляется в рамках социального партнерства.

Социальное партнерство и вовлечение родителей в образовательную деятельность дошкольного учреждения– далеко не одно и то же. Важнейшими признаками социального партнерства в детском саду являются – равенство родителей с администрацией и педагогическим коллективом.

Термин «социальное партнерство в образовании»: «особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития» (И.А. Хоменко)

Таким образом, «социальное партнерство», предполагает активное участие всех участников образовательного процесса: администрации, педагогов, детей, родителей, специалистов учреждений образования, культуры, здравоохранения. Однако организующая и координирующая роль в проектировании и осуществлении взаимодействия партнеров принадлежит педагогам дошкольного учреждения.

Опыт нашего дошкольного учреждения показывает, что конструктивное социальное партнерство с семьей возможно при условии обновления содержания и форм.

Обновление содержания дошкольного образования продиктовано ФГТ и ФГОС. В ФГОС одной из образовательных областей, обеспечивающей развитие личности ребенка является социально-коммуникативное развитие. Оно направленно на формирование у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Одним из средств формирования этих качеств личности является музей детского сада «Детский сад со всех сторон». Основная цель музея – воспитание гражданственности у детей дошкольного возраста.

Музей способствует решению следующих задач:

  • Осуществление комплексного подхода к гражданскому воспитанию дошкольников;
  • Приобщение дошкольников к истории, культуре, традициям, местным достопримечательностям;
  • Охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного города и края;
  • Формирование фонда стендового музея и обеспечение его сохранности;
  • Активная экскурсионно-массовая деятельность с детьми, родителями, тесная связь с общественными объединениями.

Организация музея является результатом партнерского взаимодействия родителей, педагогов, воспитанников детского учреждения, представителей учреждений культуры, по проекту «Детский сад со всех сторон». Ежегодно музей пополняется различными экспонатами, подаренными родителями, выпускниками детского сада, гостями.

Музей включает 8 стендов:

  1. «Истоки детского сада»
  2. «Слава строителям детского сада»
  3. «Мы граждане большой страны»
  4. «Как прекрасен наш Урал»
  5. «Лысьва – город исторический»
  6. «Наш микрорайон»
  7. «Лысьвенский театр драмы им.А. Савина»
  8. «Уральские писатели»

Каждый год мы расширяем музейное пространство и рамки социального партнерства в гражданском воспитании дошкольников. Два года назад конкретизировали идею по сетевому взаимодействию музеев города и учреждений культуры, связанную с последовательным их посещением. Обмениваясь ресурсами и информацией, усиливаем возможности каждого учреждения и музея.

При организации работы совместно решались задачи:

  • Формировать у детей познавательный интерес к музеям как хранителям культуры.
  • Формировать у детей умение понимать язык предметов как носителей закодированной информации.
  • Воспитание у детей чувства гражданина своей Родины.

Модель сетевого взаимодействия музеев и культурных организаций города.

Выбор городского музея был продиктован запросом родителей. Многие родители водили детей в музей, но при индивидуальном посещении не получали всей полноты информации. Посещение «Музея камня» вызвано большим интересом детей к коллекционированию различных камней. Наряду с музеями города, в сетевом взаимодействии отводится большая роль учреждениям культуры: Лысьвенский театр драмы им. А.Савина, городская библиотека, детская музыкальная школа. В учреждениях ведутся не только экскурсии, но и познавательные беседы, посвященные писателям-землякам. Проходят встречи с современными авторами, актёрами, музыкантами. В ходе, которых дети получают возможность подкрепить информацию о жизни и творчестве людей, проживающих рядом.

Таким образом, мы нашли точки соприкосновения в социальном партнерстве в создании обучающей макросреды, способствующей формированию гражданской позиции не только детей, но и их родителей. Новые формы взаимодействия с родителями так же этому способствуют:

  • Совместные экскурсии по городу, по памятным местам. Родители выступают в роли экскурсоводов.
  • Родительская конференция «Всестороннее развитие в детском саду и дома». Темы родительских выступлений:
    • «Партнёрское взаимодействие детского сада и семьи по созданию единого образовательного пространства»;
    • «Воспитание юного патриота в игре».
  • Открытые совместные образовательные дела. Эффективность данной формы взаимодействия с родителями в том, что ради достижения одной общей цели, объединяются и дети и родители.
  • День открытых дверей для родителей.
  • Новая форма взаимодействия с родителями детского сада «Родительская школа». Широко представлена тема «Родительской школы», «Семья и её законы»:
  • Зачем человеку семья?
  • Счастливая семья. Какая она?
  • Социальные роли и полномочия членов семьи
  • Родительский дом – начало начал
  • Семейные традиции – основа уклада семьи
  • Наша семья сегодня и завтра
  • Читаем и комментируем Семейный кодекс РФ

Основные задачи «Родительской школы:

1. Повышение компетентности родителей в правовых вопросах.
2. Повышение роли семейных ценностей, традиций в становлении личности ребенка.

Родители совместно с детьми, наравне с педагогами принимают участие в различных мероприятиях по воспитанию гражданской позиции детей, в оформлении стендов музея, в экскурсионной деятельности, в поисково-исследовательской деятельности:

– участие в конкурсе «Герб семьи», «Флаг семьи»;
– оформление стендов сочинениями и рассказами к памятным и юбилейным датам;
– участие в конкурсе «Красная книга родного края», в рамках муниципальной акции «Сохраним природу Прикамья»;
– участие в конкурсе «Юные поэты о малой Родине»;
– участие в поисково-иссследовательской деятельности «Улица, на которой я живу», «Моя родословная», «Моя династия»;
– конкурс детско-родительских рисунков «Мой любимый детский сад», «Моя семья»;
– участие в экологическом шествии, посвященном Дню защиты окружающей среды и изготовление атрибутов;
– участие в фото-конкурсе «Дети играют!», «Вместе с мамой, вместе с папой», представлена Уральская природа;
– участие в конкурсе стенгазет к Дню защитника отечества;
– участие в мероприятии, по оказанию помощи жительнице нашего города Яне Верещагиной.

В басне И.А.Крылова, отсутствие опыта взаимодействия всех участников общего дела привело к отсутствию результата. В нашем случае налаживая партнерское взаимодействие с семьей, с социальными институтами, мы надеемся только на позитивный результат. А именно на воспитание гражданина своей Родины, осознание ребенком быть полезным обществу, народу.

Список литературы:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  2. Журнал «Детский сад: теория и практика» № 10, 2013 г.
  3. Хоменко И.А., статья «Школа и родители: этапы развития социального партнерства».